Опубликовано: Чт, Июл 26, 2018

Будто зрители они, а не мы

автопортреты

Художники Сибири показали себя в аналоговом селфи.

В Абаканской картинной галерее им. Ф.Е. Пронских открылась выставка автопортретов «Разговор о себе», организованная арт-галереей Романовых (Красноярск). На ней представлено 130 работ художников Хакасии, Красноярска и Бурятии. Все они появились благодаря конкурсу-проекту «Автопортрет+»*. Директор арт-галереи Валентина РОМАНОВА рассказала «ШАНСУ», в чем особенность этой экспозиции и каково это, быть галеристом.

Среди сотен лиц

Ходить на выставки проще, чем о них писать. Особенно, если это выставка автопортретов. В зале обнаруживается, что не ты пришла посмотреть на портреты художников, а они почти все смотрят на тебя. Как раз тот самый случай, будто зрители они, а не я. Вот забавный человечек, «совсем как огуречик». Это тоже автопортрет. «Портретное сходство есть», – замечает директор арт-галереи Романовых Валентина фото каталогаРоманова, с которой мы рассматриваем экспозицию.

– Вызывает интерес каждая работа, потому что это эмоции художника, его разговор со зрителем. Это то, что он хочет сказать, кто-то хочет скрыть свое лицо, кто-то, наоборот, примолодить, – говорит Валентина Александровна. – Обратите внимание, как он заседил себе бороду. Что он хотел этим сказать? Не догадываетесь? – мы останавливаемся у портрета Александра Кобыльцова, председателя Союза художников Хакасии.

С холста, датированного 2018 годом, смотрит заметно помолодевший мужчина. На тот момент у меня не нашлось вариантов ответа на вопрос Валентины Александровны. Мы поулыбались и продолжили дальше наш диалог с искусством.
Это только на первый взгляд может показаться, что нет ничего проще, чем изобразить себя на бумаге или холсте, бери да рисуй. Однако жанр автопортрета является довольно сложным. Когда в 2014 году в Красноярске арт-галерея Романовых бросила клич и объявила конкурс автопортрета среди художников, то откликнулись более полусотни человек. Для работы художникам предоставили холсты. Некоторые вернулись к организаторам конкурса чистыми.

– Даже достаточно профессиональные художники, которые пользуются определенным интересом у наших зрителей, не смогли преодолеть этот барьер автопортрета и вернули нам холстики. Не смогли передать свои внутренние чувства, не получалось портретного сходства или не смогли передать то внутреннее состояние, которое бы им визуально понравилось, поэтому холстики возвращали.

В мировой истории искусства рекордсменом по количеству автопортретов является мексиканская художница Фрида Кало. Почему она так много себя рисует, мексиканка объясняла просто – она знает себя лучше, чем кого-либо другого.
Сейчас спустя несколько лет география участников, желающих попробовать себя в этом жанре и выставить автопортет на публику, достаточно широка, рассказывает Валентина Романова. Это и художники, которые занимаются педагогической деятельностью, и те, что собирают портфолио. Охотно участвуют в проекте хакасские художники, понимая, что для них это какое-то движение и профессиональный рост.

– Вот это художник из Сочи, это из Улан-Удэ, вот эта девушка, родом из Якутска, живет то в Якутске, то в Красноярске. Вот эта художница вообще живет в Нью-Йорке, приезжает сюда только на лето, – указывая на работы, говорит галерист.

Участие в конкурсе и проведение выставки – это еще не финал для художника в проекте «Автопортрет +». Наглядным результатом всей работы становится издание каталога, который затем дарят художнику. Удовольствие не из дешевых, и не каждый Союз художников может позволить себе такие затраты, отмечает Валентина Романова. Выпуск каталога в зависимости от количества страниц обходится от 110 до 160 тысяч рублей. Теперь такой каталог по итогам выставки в Абакане есть и у художников Хакасии.

Валентина Романова

«Никакое это не дело. Это для души»

Проект «Автопортрет +» совершенно не коммерческий, как и сама арт-галерея Романовых, уверяет Валентина Александровна. Начинался он еще в 2007 году в Санкт-Петербурге, затем к нему присоединились Самара, Великий Новгород, Псков и Пермь. Именно в Перми в 2013 году Валентина Романова впервые увидела четыреста автопортретов самых разных российских художников.

– Знаете, несмотря на то, что я видела много автопротретов, много путешествую и знакома с искусством, в том числе с жанром автопортрета, я представляла себе портреты старых голландцев или там каких-то наших российских мастеров, например, «Девочку с персиком». Я зашла и в полный ступор вошла, просто обомлела. Для меня даже не было никакой минуты размышления, я решила, что должна сделать у себя такое же или нечто подобное.
Когда ее работу директором в арт-галерее называют семейным делом, она отмахивается и говорит, что никакое это не дело, а, скорее, для души.

– Это эмоции, это новые встречи, новые знакомства, общение. Мы любим это, нам это нравится. Галерея никаких доходов не приносит, потому что продажа и «Налетай, не скупись, покупай живопИсь» – это абсолютно не мое. У меня все-таки популяризация творчества сибирских художников, нашей сибирской школы не только в Красноярске или в близлежащих регионах, но и на просторах России и за рубежом. Мы показывали ряд художников даже в Лувре. Я не знаю, кто-то из наших, начиная от Урала и до Дальнего Востока, сможет похвастаться таким достижением. Я думаю, что нет.
Это деньги и деньги немаленькие. У нас семья, семья работающая, семья, любящая искусство. Работаем, часть своих семейных средств тратим в качестве меценатов на продвижение сибирского искусства.

Родители Валентины Романовой – самые простые сельские жители. Мама в прошлом – медицинский работник, отец был водителем. Сама Валентина Александровна закончила Ленинградский институт советской торговли и никакого художественного образования не имеет.

– Просто мне это нравилось всегда. Нравилось давно. У нас Союз художников находился в центре, пробегая мимо, невозможно было, увидев какую-то работу Тойво Ряннеля, Бориса Ряузова или кого-то еще из художников, графиков, например, Валерия Кудринского, не забежать на 15-20 минут и посмотреть очередную выставку. Деньги позволяли, работы тогда не всегда стоили дорого, я могла себе позволить купить какую-нибудь. У меня в коллекции есть давнишние работы Тойво Ряннеля и Валерия Кудринского, Валерия Песегова, это все старые работы. И никто и никогда ни о какой галерее не думал вообще. Это родилось спонтанно.

Восприятие искусства и коллекционирование искусства всегда были прерогативой избранных, считает галерист. На сегодня в коллекции арт-галереи Романовых около двух с половиной тысяч работ, из них двести – это автопортреты художников, участвующих в проекте «Автопортрет +». Портретов постепенно прибавляется.

автопортреты_1

«Херню какую-то поставили»

Угасает ли сейчас интерес к искусству в Красноярске, да и в целом по стране, отвечая на этот вопрос, Валентина Александровна говорит, что в каждом регионе по-разному, и приводит в пример Пермь, где сумели вырастить и воспитать своего зрителя.

– Я уже много лет езжу в Пермь, там в январе после рождественских каникул проходит «Арт-Пермь». Несмотря на то, что зима, холодно и у них входной билет стоит 300 рублей, школы идут туда вереницей, начиная с малышей. И не только школы искусств (музыкальные, художественные), идут буквально все, обыкновенные школьники, со всего города едут, они идут вместе с педагогами, и педагоги сами это любят и ждут. И они воспитывают. Потому что там хорошо все продается, люди любят, ценят. Ну, у нас немножко по-другому. У нас нет такого.

Опять же насколько человек готов визуально воспринимать искусство, зависит от его культуры, воспитания, от его насмотренности, на худой конец, от его художественной подготовки, считает Валентина Александровна.

– В прошлом году мы с нашими студентами набрали кучу металлолома, договорились с председателем ТСЖ, на прилегающей территории поставили арт-объекты. И люди до сих пор ходят рассматривают, им нравится. Ну, кто-то говорит: «Какую-то херню поставили», а кто-то смотрит, особенно когда прочтут, о чем это, потому что низкий уровень подготовки, художественной насмотренности нет, они не понимают, о чем это, они не умеют расшифровывать, что художник хотел сказать вот этой картиной или вот этим арт-объектом.
У нас, например, от работ Андрея Поздеева приходят в полный ступор, восторг, ходят по несколько раз на выставку, а кто-то придет и скажет: «А что это тут за мазня?» Я не удивляюсь никаким репликам, всегда отношусь к ним спокойно. В любом случае, я считаю, или это хорошие отклики, или плохие, результат достигнут. Мы вызвали какие-то эмоции у человека, и для меня это самое главное.

Выставка «Разговор о себе» будет работать в Абакане до 8 августа.


* Проект «Автопортрет+» подразумевает не только потрет художника, но и знакомство с другими его работами, будь то пейзажи или сюжетные композиции.

Светлана СТАФИЕВСКАЯ
Внештатный автор газеты "ШАНС". Колумнист, диджей-буддист, художник-джедай. Работала на радио и ТВ, в заповеднике, на клумбах города Абакана, жила на Дальнем востоке. В "ШАНСЕ" с 2016 г.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar