Опубликовано: Чт, Фев 1, 2018

Достойно похвалы стремление

- Он был справедливым и очень любил меня.ю - вспоминает Клара Романовна.

Любить и знать своих родных:
И ныне здравых, и тех, которых
Нет давно в живых.
М.Е. Кильчичаков

В ноябре 2017 года в нашей газете вышла статья генеалога Алексея Нилогова о знаменитом хакасском роде Кызласовых. Нилогов изучил официальную родословную Кызласовых (содержится в республиканском краеведческом музее, который носит имя ученого-этнографа Леонида Романовича Кызласова) и, по его мнению, нашел в ней неточности. С выводами Нилогова категорически не согласны ни сотрудники музея, ни сестра Леонида Кызласова Клара Романовна.

Мы, потомки древнейшего хакасского рода Кызласовых, с недоумением прочли статью генеалога Алексея Нилогова о родословной нашего рода в газете «ШАНС» (№48 от 30 ноября 2017 года). В ней автор утверждает, что имеются неточности в нашей родословной, представленной в краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова. Автор даже не обратился к нам, потомкам рода, о правильности своих заключений.

Я, Клара Романовна Кызласова, старшая в этом роде из оставшихся в живых (90 лет), имею научный труд о своем роде, составленный Валерием Трофимовичем Кызласовым – историком по образованию. Леонид Романович Кызласов еще в 2000 году отметил его достоверность, он имел в семейном архиве записи старейшин рода и дневник отца, Р.А. Кызласова, о нашей родословной. Оригиналы этих сведений хранятся в семейном архиве. В.Т. Кызласов работал в архивах, а также обратился к трудам таких ученых-тюркологов, как Н.Ф. Катанов, который лично знал и общался с нашими предками и оставил это в своих записях, Н.Г. Потанин, К.М. Поточаков и Л.Р. Кызласов. Наши деды имели сведения о роде от своих дедов, и это передавалось из поколения в поколение со второй половины 17 века. Поколение по родословной отмечается по кровному родству отца, от его рода – сеока. Как этнос хакасы до введения фамилии принадлежали к определенному роду – сеоку. Очевидно, это название возникло и имело определенное значение в древнейший период. В настоящее время основой родословной является фамилия по отцовской линии.
Однако прошлые традиционные хакасские роды до сих пор остаются в памяти и продолжают напоминать о фамильных родах хакасов. Наш отец Р.А. Кызласов в своей автобиографии писал, что его семья принадлежала к этнической группе сагайцев, кости (сеок) Таг харга (горный ворон).
Как донесли до нас предки, в первой половине 17 века предок нашего рода был по имени Туюн (Кузнец). Жил он в Шории у притока реки Малая суета, на реке Мрассу у горы, которую называли Улуг Хара Таг (большая черная гора). Эта гора была родовой, в поселении Харгалар аалы Туюн-кузнец получил свое прозвище по его деятельности. По сообщениям многих ученых, в частности, Г.Н. Потанина, Л.Р. Кызласова, в VI веке, по сведениям китайских летописей, по склонам гор Южной Сибири был расцвет горного дела: металлургии и ремесел, в первую очередь, железнодеятельной и кузнечного производства.
Благодатной базой для этого послужили богатейшие залежи разнообразных полезных ископаемых.
Н.Ф. Катанов в своих записях также отмечает, что горные хакасы-каргинцы располагались в Шории против хребта Колим, на другой стороне реки Мрасса. До сих пор современные шаманы этого рода во время камлания называют эту гору. Говорят, что на этой горе Хара Таг есть каменная колыбель наших отцов.
Н.Г. Потанин отмечает в своих работах: «Сеок Харга пришел в Саяны из Шории, и, по русским документам, в первой половине 18 века образовались административные роды – дальнекаргинцев».
В середине 17 века Туюн бежал из Шории со своим родом в Сагаи в связи с военно-политическими мотивами и стал кочевать по реке Ниня (Усть-Абаканский район). Его сын Эчигей увел свой народ в верховья реки Малая Есь (Аскизский район) и образовал свой аал. Сын Эчигея Устух имел трех сыновей – Боргая, Кызласа и Амзора. Вот они и стали родоначальниками своих родов: Боргояковых, Кызласовых и Амзораковых.
Кызлас ушел в верховья реки Малая Есь, Боргай поселился в устье реки Малая Есь, а Амзор увел свое семейство к реке Таштып.
В 1750 году сын Кызласа Торых уже был записан по фамилии Кызласов от имени отца как глава семейства. Это надо было для более удобного учета ясашного населения (сбора подати) по списку дальнекаргинского рода, куда относился род Кызласовых. Эти сведения получены из данных именного списка административного рода за 1832 год. В нем были записаны сыновья и внуки Кызласова Торуха, и они составили основные ветви родословной рода Кызласовых. Семья в основном занималась охотой и скотоводством.
Сын Торуха Боядей (Сергей) уже в 1780 году, крещенный, имел сыновей. Среди них Албанах (Николай) и Овчин (Матвей). Овчин в 1804-1849 годах имел чин старейшины своего рода. В свою очередь, он имел четырех сыновей, среди них отмечались Мамай (Николай) 1826 года рождения и Алексей 1834 года рождения.
Алексей был членом Степной думы и прославился тем, что 15 июля 1876 года организовал вместе со священнослужителями массовое крещение хакасов, за что ему был пожалован кафтан, шитый золотом. У Мамая (Николая) было четыре сына – Печор (Михаил) 1852 года рождения, Пиктор (Виктор) – 1854, Попан (Афанасий) – 1856, Иван – 1860.
О Мамае и его сыновьях писал в своих дневниках Н.Ф. Катанов: «Татарин Мамай, сын Овчина, отец Пиктора, занимается скотоводством и охотой». Далее: «Татарин Пиктор, сын Мамая, 34 лет, имеет двоих детей, жена у него русская из Идры Минусинского уезда, она хорошо говорит на хакасском языке».
Катанов у них же записал тахпахи (четверостишья), собирая народный фольклор. Вот один из них:
Я – корешок осоки неприметный,
Я – рода Кызласовых росток,
Я – лист крапивы незаметный,
Я – племени сагайцев родничок.

Перевод А. Преловского, книга «Родник из-под камня», хакасская народная поэзия, 19 век.

родословная Кызласовы
Сын Мамая Попан (Афанасий) – это наш с братьями дедушка. В 1887 году он женился на Ефросинье Сидоровне Тодиковой из аала Бейка (Уйбат) на реке Ниня. У них родилось три сына и дочь: Афанасий – 1888, Иосиф – 1891, Роман – 1896, Анастасия – 1893.
А Албанах (Николай) нашему прадеду Мамаю приходится дядей. Он – сын Баядая и брат Овчина – нашего прадеда. А. Нилогов поставил в нашей родословной Албанаха на место Овчина. В чем его ошибка. В 1901 году во время вспышки натуральной оспы умерли родители нашего отца Р.А. Кызласова. И четырех сирот взял к себе отец матери – Сидор Николаевич Тодиков – и вырастил их в своем аале Бейка на реке Ниня.
Из рода Кызласовых вышло много ученых, врачей, учителей, артистов, художников, да и просто рабочих, для которых честь рода превыше всего! В нашем роде вырос и получил образование Н.Г. Доможаков – хакасский писатель.
Таким образом, данные родословной Кызласовых в краеведческом музее верны. Их передал в свое время Л.Р. Кызласов. Только при тщательной обработке научного материала по роду обнаружено, что пропущен сын Туюна – Эчигей.
Наши предки завещали нам, по хакасскому обычаю, знать семь поколений своего рода и не запятнать их достойные имена. А своим потомкам оставить о себе добрую память.
В годы сталинского террора многие люди нашего рода подверглись репрессиям. Их ссылали, расстреливали, сделали изгоями на своей родине – Хакасии. Потомки рода Кызласовых сражались на всех фронтах во время Великой Отечественной войны и показали себя достойными воинами-сибиряками. Многие не вернулись домой. Всем погибшим во время репрессий был воздвигнут памятник жертвам политических репрессий в Абакане. На нем высечены их честные имена, в том числе и имена из рода Кызласовых.
В последнее время часто говорят о таких нравственных категориях, как честь рода, честь фамилии. Без них нет и не может быть ни гражданина, ни патриота. А для этого надо глубоко знать свою родословную, знать накопленный опыт предков и передать его потомкам.
В заключение приведу слова мудрых рубаи нашего хакасского поэта Михаила Еремеевича Кильчичакова:
Знания в голове надежно скрыты,
Не отдашь их – будут позабыты.
Не забудь потомкам передать
То, что у народа взял взаймы ты.

Таким образом я представляю верную схему нашего рода.

К.Р. Кызласова

Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты
Редакция газеты "Шанс"
Рекламно-информационная газета “Шанс” выпускается с 1993 года. Тираж издания – 24 тыс. экземпляров. Выходит еженедельно по четвергам. Продается в розницу. Зона распространения – Абакан, Черногорск, Саяногорск, Минусинск, Шушенское, Абаза, Аскиз, Таштып, Бея, Курагино, а также Краснотуранский, Минусинский и Ермаковский районы. Редакционный блок наполняется текстами различных жанров, рассказывающими о проблемах, событиях и людях Хакасии, а также практически родного Юга Красноярского края, с которым республику связывают прочные экономические и социальные связи.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar