Опубликовано: Чт, Апр 6, 2017

Из «Сказки» уходят артисты

сказка

Тревожно или «пустяки, дело житейское»?

Что произошло?

18 марта заслуженная артистка Хакасии Антонина Пичугина уволилась из Хакасского национального театра кукол «Сказка». Актриса с 36-летним стажем ушла за неделю до премьеры спектакля «Малыш и Карлсон», в котором у нее была главная роль – Малыша. Антонина написала в «Фейсбуке», что была вынуждена уволиться из-за конфликта с руководством, которое не желало идти на компромисс с артистами, занятыми в спектакле. Суть конфликта заключалась в том, что за неделю до премьеры музыку, написанную композитором Александром Толстенко специально для спектакля «Малыш и Карлсон», заменили по желанию режиссера. Артисты, занятые в спектакле, были категорически против, однако их мнение не было учтено. Как отметила Антонина, этот случай является лишь частностью в общей нездоровой ситуации, которая складывается в именитом театре в последние годы. По мнению актрисы, театр теряет свои прежние высокие позиции и превращается в «карманный». В руководстве театра считают, что ситуация была рабочая, а Антонина Пичугина своим уходом накануне премьеры подвела весь театр. Также стало известно, что еще трое молодых артистов театра «Сказка», на которых держится большая часть репертуара, покинут театр по окончании сезона.

Что значит «СКАЗКА» теряет позиции» и почему это происходит? Мнение Антонины ПИЧУГИНОЙ

«ШАНС» попросил актрису дать более развернутый комментарий к происходящему в театре. По ее мнению, творческие и профессиональные конфликты, в первую очередь, связаны с тем, что директор театра Игорь Окольников принимает решения единолично, не учитывая мнения художественного совета, что сказывается на уровне и качестве спектаклей.

– Игорь Окольников не прислушивается к мнениям художественного совета, он определяет репертуарную политику, руководствуясь лишь собственным мнением. Так произошло, например, с пьесой «Хапун», которая была включена в план работы, без учета мнения худсовета. Сам художественный совет театра тоже формируется на усмотрение директора. По моему мнению, в профессиональном театре не может быть эгоистичного, безапелляционного участия в творческом процессе одной личности, как в поговорке: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Авторитарный стиль управления мог быть вполне оправдан и эффективен в условиях катастрофической нехватки профессиональных актеров и низкой трудовой дисциплины. Но это никак не соответствует уровню и статусу театра «Сказка». Когда актеры узнали, что спектакль «Правитель и Шут», поставленный основателем театра «Сказка» Людвигом Устиновым, будет «доделываться» с другим режиссером, было предложение на общем собрании актеров оставить его в первозданном виде или убрать из репертуара. Но волевое решение директора взяло верх.

– Что я имела в виду, когда написала, что театр потерял и продолжает терять свои прежние позиции? «Сказка», обладатель пяти «Золотых масок», гордость республики… И вдруг трое молодых актеров, которые мечтали попасть в труппу, теперь уезжают в другой театр, мотивируя свой отъезд поиском творческого роста и дальнейшего развития. Мне очень больно и жалко их терять, молодых и талантливых, так нужных здесь. Еще более удручает то, что руководство театра и министерство культуры считают, что незаменимых людей нет: уедут одни – приедут другие. Совершенно не задумываясь над тем, что в новом театральном сезоне их отъезд «оголит» весь репертуар, и ни один спектакль невозможно будет сыграть без вводов. И это тяжкое бремя опять ляжет на плечи актеров…

– Я всеми силами пыталась противостоять и изменить ситуацию, в результате стала неудобным элементом, который вносит дисгармонию в хорошо отлаженный, по мнению руководства, театральный механизм. Как результат – получила устное предупреждение, которое меня просто шокировало! До моего сведения довели предупреждение «прикусить свой язык», иначе найдутся способы от меня избавиться. Я не смогла уйти из театра, тихо закрыв за собой дверь, как это сделали до меня мои коллеги, заслуженные артистки РХ Любовь Волкова и Людмила Образцова, художник по свету, заслуженный деятель искусств РХ Сергей Зубарев, оставив в театре более тридцати лет творческой жизни. Я знаю, что многие из актеров разделяют мою точку зрения, но в связи с создавшимися обстоятельствами, возможно, публично и открыто не станут высказывать свое мнение.

ПичугинаАнтонина (Татьяна) ПИЧУГИНА, заслуженная артистка Хакасии, лауреат и дипломант международных и российских фестивалей и конкурсов, автор проекта «Игра в куклы» для детей с нарушениями слуха, финансируемого минкультуры РФ и СТД России.

ПРОЩАНИЕ со «СКАЗКОЙ» (запись на странице Антонины Пичугиной в «Фейсбуке» от 22 марта 2017 года):
– Я, актриса с 36-летним стажем работы в Хакасском национальном театре кукол «СКАЗКА», вынуждена написать заявление о прекращении трудового договора. Не закончив театральный сезон? Когда до премьеры спектакля «Малыш и Карлсон» остается неделя? А я исполняю роль Малыша? Да, я пошла на эту крайнюю меру…
В момент, когда все актеры – участники спектакля – с огромным интересом, профессионализмом и любовью почувствовали целостность истории, а моя роль Малыша задышала, возник ФОРС-МАЖОР. Заменили прекрасную атмосферную музыку, написанную специально для этого спектакля, на музыку «на подборе»… Месяц работы, опять все с нуля… Все, как в балете, разложено по фразам… и вдруг музыка перестала устраивать создателя спектакля…
Для меня все, что происходит сейчас в «Сказке», достигло апогея. Печального. На мой взгляд, театр продолжает терять свои прежние позиции. Неучастие в фестивалях, странная политика формирования репертуара, атмосфера в коллективе напоминает сжатую пружину, готовый спектакль, поставленный именитым режиссером, переделываются по принципу басни «Слон – живописец». Бутафорский художественный совет, имеющий право голоса, но ничего не решающий, и самое главное – отсутствие ГЛАВНОГО режиссера на протяжении последних пяти лет, после ухода Сергея Валерьевича Иванникова…
По-моему, имея талантливую труппу из молодых и зрелых профессионалов, работоспособных, самоотверженных и главное – любящих театр людей, «Сказка» неудержимо становится «маленьким, уютным, карманным театриком», теряя былую славу, результат многолетнего союза артистов, художников, музыкантов и прекрасных режиссеров: Л. Устинова, С. Столярова, В. Сударушкина, Ю. Фридмана, Б. Саламчева, В. Бирюкова, П. Зубарева, Д. Вихрецкого, А. Смирнова, Е. Ибрагимова, С. Иванникова, с которыми мне, К СЧАСТЬЮ, довелось работать…
Молчать, созерцать и принимать ситуацию, как некую данность, становиться послушной марионеткой в руках «Карабаса-Барабаса», хвататься за сердце и думать, что будет завтра, БОЛЬШЕ НЕТ СИЛ!!! Это мой протест! Ушла…

Что думает о конфликте и ситуации в театре его директор Игорь ОКОЛЬНИКОВ

Окольников♦ Об увольнения А. Пичугиной:
– Мы, честно говоря, в шоке были. Это за неделю до (премьеры) – ба-бац, такое явление! Причем я пытался ее (Пичугину) найти, во-первых, выяснить, что случилось, а во-вторых, как-то решить эти вопросы. Я был вынужден подписать (заявление) – она же пенсионер. А по КЗОТу две недели отработки на нее не распространяются. (…) Главная роль. Репетиции проходят. Ну, поспорили там чего-то. Я не знаю. Появилось заявление. Представляете, это нонсенс! За несколько дней до спектакля, главная роль… Так вообще ну не поступают.

О «форс-мажоре» с музыкой к спектаклю «Малыш и Карлсон»:
– Тоже мы попали как бы в ситуацию, не совсем приятную. Буквально за несколько дней он (композитор А. Толстенко) не согласился с договором (с условиями договора – «ШАНС») и выставил другую сумму. Но мы же – госучреждение, поэтому не смогли оплатить ему деньги, которые он затребовал. Вот как получилось. Он поменял сумму, сумма была другая, которая была многократно больше оговоренной.

О заявлении Пичугиной, что «Сказка» теряет позиции:
– Конечно, нет, ну конечно, нет. Какие-то эмоции перехлестнули. На самом-то деле мы идем вперед. И у нас планов громадье, и «Чир Чаайан»*. Ну да, это все неприятно для нас для всех. Но больше меня как-то увлекает перспектива, работа и дальнейшее наше развитие, потому что у нас очень много и приезжих режиссеров. Сейчас вот из Питера приезжает режиссер.

Об атмосфере в театре после публикации поста Пичугиной в «Фейсбуке»:
– Нормальная. Рабочая. То есть есть люди, кто устал, сдувается, а есть люди, которые рвутся в бой и готовы работать.

Об увольнении трех молодых артистов:
– Это Арутюнов (Артур), Данил (Чернов) и супруга Арутюнова (Виктория). Ну нормально это. Кто-то увольняется, кто-то принимается. Это ротация своеобразная. Не маленькая ли у актеров зарплата? Зарплаты-то у нас как раз больше – под тридцать. Есть еще премии, льготы.

Почему композитор «многократно увеличил сумму»? Комментарий Александра ТОЛСТЕНКО

«ШАНС» попросил завмуза «Сказки», композитора Александра Толстенко ответить на претензии директора театра. По словам Толстенко, конфликт возник из-за грубого вмешательства в творческий процесс.

На последнем этапе работы над музыкой к спектаклю «Малыш и Карлсон» режиссер стал жестко вмешиваться в процесс моей работы. Музыка к спектаклю была практически готова, за исключением мелких деталей, не доработав которые я не считал возможным выпустить этот материал в свет. Режиссера же, напротив, музыка в таком виде устраивала полностью. На этой почве и возникли серьезные разногласия. На следующий день после конфликта мне было предложено продать музыку за 20 000 рублей, то есть отдать музыку, отказавшись от авторства. Конечно же, это унизительное предложение было мною отвергнуто.
На следующий день мне на подпись принесли договор, в который были внесены пункты, содержание которых, по моему мнению, уничтожает в авторе творческую личность, делает из него раба, что добило меня окончательно. Я отказался подписывать договор в таком виде. Отмечу, что перед работой над спектаклем со мною не заключали договор на оказание услуг и не проговаривали условия работы. Ознакомившись с содержанием типовых договоров на создание музыки, я обнаружил в них пункт, регулирующий отношения композитора и режиссера в подобных ситуациях, предложил внести его в мой договор и оценил свой труд согласно проделанной работе. Директор театра не согласился с моим вариантом договора. Два месяца работы, к сожалению, ушли «в стол».

король и шут

Что говорят в театральной среде и почему молчат артисты «Сказки»?

Пост Антонины Пичугиной в «Фейсбуке» активно обсуждают кукольники, под постом множество комментариев, авторы большинства из них считают, что Пичугина совершила мужественный поступок. Свое мнение высказала журналистам и дочь основателя «Сказки» Людвига Устинова Анна. Она, в частности, удивлена тем, что последний спектакль, поставленный Людвигом в «Сказке» («Правитель и Шут»), подвергся переделке.

Насколько мне известно, письменного разрешения на переделку спектакля отец не давал. Состоялся разговор по скайпу, где Людвиг Григорьевич дал согласие на доработки. Опять-таки, зачем эти доработки были нужны, если состоялась премьера, если спектакль принят зрителем с аншлагом? Мы оберегаем отца от этой информации, потому что он человек немолодой. Он знает, что Антонина уволена, что в театре произошел конфликт, а детали так или иначе всплывут, поскольку отец внимательно следит за творчеством театра. Это вышло в социальные сети, это широко обсуждается в театральном сообществе, и у всех вопросы. Хорошо бы эту ситуацию прояснить, – сказала Анна и добавила, что если встанет вопрос о защите авторских прав, семья Устиновых будет бороться.
Никак не комментируют ситуацию артисты театра «Сказка». «ШАНС» предполагает, что это может быть связано, в том числе, и с условиями трудовых контрактов. По нашим данным, в трудовых договорах артистов есть пункт, запрещающий общение с прессой без разрешения руководства.

«Сказка» – это…

♦ пятикратный обладатель высшей национальной премии в области театрального искусства «Золотая маска». Четыре премии театр получил во время работы тандема Светлана Окольникова (директор) – Евгений Ибрагимов (главный режиссер);
♦ участник и победитель огромного множества зарубежных и российских фестивалей;
♦ штаб-квартира эколого-этнического театрального фестиваля «Чир-Чайаан».
«Чир-Чайаан», эколого-этнический театральный фестиваль, биенале.

Статья подготовлена редакцией «ШАНСА». Продолжение следует.
Фото из архива Антонины ПИЧУГИНОЙ и с сайта театра «Сказка»

Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты
Редакция газеты "Шанс"
Рекламно-информационная газета “Шанс” выпускается с 1993 года. Тираж издания – 24 тыс. экземпляров. Выходит еженедельно по четвергам. Продается в розницу. Зона распространения – Абакан, Черногорск, Саяногорск, Минусинск, Шушенское, Абаза, Аскиз, Таштып, Бея, Курагино, а также Краснотуранский, Минусинский и Ермаковский районы. Редакционный блок наполняется текстами различных жанров, рассказывающими о проблемах, событиях и людях Хакасии, а также практически родного Юга Красноярского края, с которым республику связывают прочные экономические и социальные связи.
Показано 5 комментариев
Что скажете?
  1. Ситуация в Хакасской “Сказке” это лишь ещё одно подтверждение того, насколько деграливорал Театр как институт культуры и нравственности. Позиция актрисы вызывает уважение и её поступок показатель того, что есть ещё глубоко порядочные истинные пктерв, дело жизни которых сводят на нет ” режиссеришки”, использующие своё положение для непонятного самоутверждения. Комментарии режиссёра в статье газеты ” Шанс” красноречиво его характеризуют. Лжец. Министерство культуры Хакасии не хочет выносить сор из избы..я бы удивилась ..если бы было по – другому!

  2. В театре конфликт, который слишком затянулся уже и пока не возможно понять чем он может закончится. Одно возмущает – молчание наших чиновников, ведь есть Министерство или Управление культуры, Администрация, в конце конце концов обратиться в СТД. Как понимаю, Минкульт Хакасии умышленно отмалчивается и делаем по принципу: двое дерутся, а третий не лезет, Позор им!! Вот истеное лицо наших чинушей. Что касается обращение в Минкульт России, считают безполезным, так как и там сидят точно такие же уроды от культуры

  3. Ну почему сразу уроды и чинуши?! Давайте называть вещи своими именами. Министр культуры Окольникова Светлана Анатольевна (тел 295-101, каб 422). работает женой директора театра “Сказка” Окольникова Игоря.Обидит ли она своего мужа любимого недоверием, пожурит ли за ужином непутевого, что нет мира в любимиом горожанами театре? Возможно, но кто ж узнает о том…А вот теперь вопросы. Является ли это кумовством? Почему министерство не реагирует на уход легендарных, без иронии, артистов? Если бы Окольников не был мужем министра получил бы он по шапке за то, что разбазаривает кадры федерального уровня? И вот, что меня волнует сильнее всего: почему у директора “Сказки” лексика уровня ресторанного лабуха?

    • Редакция газеты "Шанс" Редакция газеты "Шанс":

      Уважаемая Ольга, надеемся скоро получить ответы в том числе и на Ваши вопросы.

  4. А потому Ольга,что крыша уж очень крепка у директора.Да и предыдущее место работы, видимо, эхом доносится.Людей в театре искренне жаль, жаль театр и труд тех, кто столько в него вложил.Развернул сейчас товарищ бурную деятельность: и на ИАшке и на РТС все рассказывает, как готовится к фестивалю.Даже сайт изменил.А может и правда,уважать начнут???

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar