Опубликовано: Пт, Июл 29, 2016

Как живут «жиды» и молокане Хакасии

Как живут

Село Бондарево в Бейском районе Хакасии – 16 улиц истории.

Здесь проживал философ-самоучка Тимофей Бондарев, вступивший в переписку с писателем Львом Толстым. В Бондарево, где нет этнических евреев, почти двести лет придерживаются традиций иудаизма. Целый квартал в Бондарево занимают молокане – христиане, не признающие крестов и икон, но знающие наизусть по 30 псалмов из Библии.

Тимофей Бондарев

Данных о крестьянине, который служил на Кавказе, а впоследствии решил заняться просветительством, довольно много в самых разных источниках. Тимофей Бондарев добровольно принял иудаизм, потому что считал, что другая религия (не православие) защитит человека от произвола государства. Отступника сослали в село Иудино в Сибирь, где он открыл школу и стал преподавать. Позже Бондарев написал свой труд «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца». В книге, высоко ценимой Львом Николаевичем Толстым, крестьянин-иудей размышлял над тем, как добиться обогащения российской казны и вывести народ из нищенского состояния. Толстой, с идеями которого были созвучны мысли Бондарева, помог издать книгу.

Писатель и крестьянин переписывались больше 10 лет, причем инициировал общение именно Толстой.

Умер Бондарев в 1898 году, а через 60 лет село переименовали в его честь. В 2005 году Тимофею Бондареву поставили памятник.
Как рассказала бывшая заведующая местной библиотеки Ирина Ивановна Деревягина, просветитель-правдолюб был своеобразным человеком. Например, он сам изготовил обелиск себе на могилу, написав на камне послание потомкам. Кстати, могилу Бондарева после его смерти несколько раз раскапывали.

Субботники, иудеи и «жиды»

Единоверцы Бондарева живут в селе и сегодня. Известно, что в 1830 году именно они основали село, назвав его Обетованное. Через 20 лет губернатор распорядился переименовать населенный пункт в Иудино. У местных жителей есть несколько версий, почему в свое время их предки стали иудеями.
– Почему наши предки отошли от православия – история умалчивает. Видимо, у них были какие-то основания. Видимо, люди искали себя, точно так же, как и теперь люди вступают в религиозные течения, – говорит Ирина Деревягина.

Жительница Бондарево Валентина Богданова – одна из немногих, кто по-прежнему соблюдает иудейские обычаи, доставшиеся от родителей. Мать рассказывала ей, что части ссыльных пообещали лучшие земли в обмен на иудаизм. Люди, обиженные на царский режим, согласились.
– Народ тут был ссыльный, с Полтавы, из Воронежа, – рассказывает Валентина Григорьевна. – Ссылали «вероломов», которые не подчинялись царской власти. Наши предки были православной веры, а сюда стали их заманивать за земли. Хозяин всей этой земли был еврей. Он проезжал как-то мимо поселения и стал агитировать людей: мы вам дадим хорошую землю, если вы перейдете в иудейскую веру. И, действительно, впоследствии оказалось, что у тех, кто принял иудаизм, самая благодатная земля.

Большинство иудеев Бондарева не являются этническими евреями. Многие называют их «сектой субботников» – из-за обычая почитания субботы, аналогичного с еврейским.

Раньше у субботников был молельный дом в Бондарево, однако теперь они не собираются даже на общие молитвы. На месте церкви – частный дом и магазин. Самый распространенный у бондаревских иудеев ритуал – похоронный: умершего нужно обязательно похоронить в день смерти, зажечь вокруг столько свечей, сколько было у покойного детей (нужно, чтобы свечи горели круглосуточно), в доме поставить стакан с водой и ежедневно менять воду. На Пасху иудеи едят из специальной посуды, а не из обычной, которую называют «кислой». Родительский день отмечается осенью, после чего празднуется еврейский праздник «кущей».

В селе иудеев часто называют «жидами», причем многие жители не находят в этом слове оскорбительного подтекста. Кладбище, где похоронены субботники, в народе – жидовское. Валентина Богданова говорит, что термин «жиды» используют люди, незнакомые с историей. Она не придает этому значения, впрочем, из слов женщины следует, что ее поколение будет здесь последним, исповедующим иудаизм.
– Мы наблюдаем неуважение к этой национальности и вере, – говорит жительница Бондарева, – поэтому наши дети, мои дети в том числе, они крестились в церкви. Теперь они православные. Расстраивает ли это меня? Я разрешила. А почему нет? Они работают в коллективах, ну как они будут обходить все это? Сейчас же хоть журнал, хоть газету возьми, везде анекдоты «про Сару». Обязательно есть насмешки, унижение. Поэтому молодые уходят. Женщины только родят, сразу едут в церковь, чтобы креститься. Нас осталось очень мало, по пальцам можно пересчитать. Все уже в возрасте, не время веру менять. А ведь сказано, что Господь бережливость имеет к близкому ему народу. А ему близкий народ – израильский…

Молокане

На окраине села целый квартал заселяют молокане. Приверженцы «особо вредной ереси», как называли ее в XIX веке, собираются в местном бору, чтобы молиться. Этот бор называют «борик». Молокане приехали в село позже иудеев – примерно в 1848 году. Точно неизвестно, почему их назвали именно так: по одной из версий, потому что в постные дни «русские протестанты» употребляли молочную пищу. Колонии молокан находились в Закавказье. Встреча с молоканами США описывается в романе Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка».

Сейчас самая старшая из бондаревских молокан – 82-летняя баба Лида. В 2,5 года ей парализовало ногу, однако женщина до сих пор собирает ягоду в огороде, справляется по хозяйству. У родителей бабы Лиды было 12 детей, а вообще баба Лида – 32-й ребенок в роду. Ей удалось пережить многих своих братьев и сестер.
– Сестру Зиночку мама родила, а тятя как раз в армию пошел, – вспоминает старушка. – Надо было прясть, надо было ткать, надо было маме помогать. Маму на работу гнали и гнали. Бабушка была слепая, ничего не видела, дедушка ходить не мог. Бабушка не видела, как сестру пеленать надо, ну слепая была! А я тоже только до койки тогда доставала. Вот за ноги Зину возьму, разверну, как нужно, а бабушка пеленает, как руки помнят.

Женщина говорит, что духоборов притесняли и во время коллективизации 30-х годов, причем коснулось это как молокан, так и субботников. По данным организации «Мемориал», Аскизский РO НКВД в с.Иудино с 1933 по 1938 годы «раскрыл» восемь контрреволюционных организаций. Сотрудники РО НКВД «раскрыли» еще контрреволюционные группы в селе в 1941, 1945 и 1962 годах. Арестовано по обвинению «в контрреволюционных преступлениях» 75 человек, из них расстреляно 27. Остальные были приговорены к лишению свободы, общий срок в сумме 245 лет. Баба Лида сохранила главную реликвию их семьи – Библию, изданную в 1908 году и уцелевшую в годы репрессий.
– У свояка моего деда в ларе было много церковной литературы: и молитвенники, и псалтыри. А еще была вот эта Библия. Он пришел к моим бабушке и дедушке и сказал: «Будет сходка, меня раскулачат и увезут. Сохраните ее». Принес ее в специальном льняном мешочке. А тогда Библии жгли, чтобы не молились…

Молокане не используют икон или крестов, не почитают святых и не крестятся.

У них нет и никогда не было церквей. Молокане отмечают пять христианских праздников в году. В основе из обрядов – пение наизусть псалмов из Библии. Баба Лида помнит около 10 напевов, а ее соседка Нина Александровна знает на память 33 псалма. Похоже, молокане гордятся таким багажом. Молодые жители Бондарево такими знаниями похвастаться уже не могут, да и на собрания ходят не всегда. Эти люди считают за честь сохранение своей веры, впрочем, и к другим ответвлениям христианства относятся с уважением. Браки с иноверцами у молокан не запрещены. Ведь все мы в каком-то смысле – близкий к богу народ.

Фото Дениса МУКИМОВА

 

Игорь ЧИГАРСКИХ on FacebookИгорь ЧИГАРСКИХ on FlickrИгорь ЧИГАРСКИХ on InstagramИгорь ЧИГАРСКИХ on Vimeo
Игорь ЧИГАРСКИХ
Журналист. Окончил исторический факультет КГПУ им. Астафьева.
Работал на радио и ТВ, в «Шансе» - с 2011 года.
Пишу про политику и спорт.
Показано 1 комментарий
Что скажете?
  1. Дорогой Игорь спасибо за Вашу статью! Кое что узнал из Вашей статьи. Хочу просить Вас продолжить информацию про жителей села Иудино, села Бондарева. Через менее двух лет 3 апреля 2020 году все жители села Бондарева, все выпускники Бондаревской школы всех годов выпуска будут отмечать 200 летний Юбилей Тимофею Михайловичу Бондареву! Хотелось бы к этой дате достроить Музей-усадьбу Тимофею Михайловичу Бондареву. Музей начали строить в 2011 году на выигранный Республиканский Грант 250 000 рублей который выиграли Глава Бондаревского поселения Сагалаков Илья Филиппович и краевед Махно Юрий Карпович. В этом году Глава Бондаревского поселения Корнева Елена Валерьевна выиграли Республиканский Грант на 450 000 рублей на завершение строительства Музея-усадьбы Т.М.Бондарева. Но для окончания строительства Музея необходимо собрать еще 1 050 000 рублей по сметной стоимости проекта. Хотелось бы подключить Вас как журналиста, оказать содействие в этом нужном деле. Дайте мне ответна мою просьбу!

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar