Опубликовано: Сб, Июн 18, 2016

КАПЕЛЬКО в мире красоты и света

Капелько

19 июня удивительному человеку, неординарному художнику, археологу и поэту Владимиру Феофановичу Капелько исполнилось бы 79 лет.

Сохраняя памятники древности

Владимир Капеля (так многие звали художника ласково) ушел из жизни в 63 года. «Сердце болеть за все устало! Биться перестало за все, все, все…». Эти строки были написаны им 28 сентября 2000 года, за два часа до смерти.
Владимир Феофанович писал красивую картину жизни. Жизни прошлой, на много тысячелетий назад, настоящей и будущей. Чтобы спасти наследие древних художников, в 1973 году он изобрел ныне всемирно известный метод эстампажного копирования наскальных рисунков на тончайшую микалентную бумагу («метод В.Ф. Капелько»).

Таким методом были скопированы петроглифы рек Маны, Абакана, Тубы, Среднего и Верхнего Енисея. Выполнены копии Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских писаниц.

«Петроглифы – это, в первую очередь, произведения изобразительного искусства, – писал Капелько. – Я попытался их копировать – не для науки, а просто любя и уважая труд художников всех времен и народов».

Благодаря этому методу копирования многие произведения древних художников были спасены и сохранены им, так как большое количество памятников попало в зону затопления Саяно-Шушенской ГЭС, а многие оказались попросту разрушены строительством.

Люблю!

Искусство Капелько – это биография своего времени, его путешествий, автобиография. Плато Путорана, Самарканд, Бухара, Хива, Рига, Владивосток, Ялта, Бахчисарай, античный Херсонес и древний Эрбуни, Мана, Лена, Тува, Хакасия…
«Извечное любопытство гоняло меня с красками от моря до моря, от края до края… Вот так мотало меня по свету 40 лет без выходных и отпускных», – признавался он.

Капелько В.Ф.  Петухи и женщины 1970

Капелько В.Ф. Петухи и женщины 1970

Вся человеческая и художественная натура Владимира Феофановича была пронизана любовью к жизни и женщине. Он был учителем для молодых художников и очень обаятельным, светлым человеком.
Но все-таки самое главное – он был художником. Самобытным, душевным и широким – сродни своим героям.
Любил размах и искренность в людях. Любил все красивое. Мир его образов удивительно богат. «Люблю все зверье, всех птиц, жуков, гадов, бабочек и женщин», – говорил Капеля. Больше всего любил петухов, и потому они не сходили с его полотен.

Горланят петухи

Капелько называли художником-глыбой, его талант отмечали не только земляки, но и маститые критики из Москвы и Петербурга. Его называли уникальным дарованием, у которого что ни картина – то настоящий шедевр.
А вот сам Владимир Феофанович, признавая себя «художником штучным», к живописцам себя не причислял: «Это Суриковы живописуют, мы же только красим», – говорил он, заслуженный художник России.

Владимир Феофанович писал стихи, особенно в 1960-1970-е годы. Интерес к истории проходил сквозь всю творческую жизнь Капелько. И выражался он не только в участии в археологических экспедициях, снятии сотен эстампажей с петроглифов минусинской котловины, но и в творческих работах, и в распространении интереса к сибирскому архаическому искусству в художественной среде.

В 2012 году была издана книга о художнике, названная «Горланят над Россией петухи».

Книга содержит не только стихи Владимира Капелько, но и воспоминания о нем, его художественные работы. К ее созданию подключились писатели, художники, искусствоведы, и у каждого нашлось для Капелько доброе слово.

Подарите Абакану музей!

Живописные работы художника большей частью связаны с этнической культурой народов Саяно-Алтая: «Тагарские курганы», «Камни памяти», «Шишкинская писаница», «Хорошо в Туве», «Черногорские пасторали», «Дом, в котором я живу» и другие. Много работал он в области книжной графики. Оказал влияние на целый пласт современных художников, увлеченных сибирской архаикой.

Работы Владимира Капелько хранятся в музеях и в частных коллекциях России, за рубежом (в Германии, Италии, Польше, США, Швеции). Ежегодно в России устраиваются выставки, посвященные творческому наследию В.Ф. Капелько.

– К сожалению, вопрос о творческом наследии Капели пока не решен, – с горечью сказал директор музея археологии Красноярского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук Александр Заика. – И неизвестно, будет ли создан в Абакане, где он жил последние годы, музей Капели… А ведь сразу после смерти художника в правительство Хакасии обратились ученые, археологи и искусствоведы Сибири с просьбой о создании музея-мастерской. Но – увы…

Нежданная встреча

В 1997 году мне посчастливилось увидеть художника. Владимир Феофанович пришел к нам в «Рампу» на одну из последних репетиций перед премьерой. Мы выходили на белую сцену уже в исподнем, вовлекаясь в мир своей трагедии все больше.

Он смотрел, изредка говоря что-то Василию Викторовичу Соколову, нашему режиссеру. А после, прощаясь с нами, юными актерами, дарил нам свои какие-то нереальные, необычные рисунки. Тот лист с нарисованным диковинным петушком и автографом Капели так и лежит где-то в моих архивах.

«Девчонке, которая бегает по белой сцене, патлатая», – эти слова, написанные раскидистым почерком, помню, и озадачили, и смутили меня.

Капелько В.Ф. 1961 Автопортрет Я молодой

Капелько В.Ф. 1961 Автопортрет Я молодой

 

Лика КРАСКО on EmailЛика КРАСКО on FacebookЛика КРАСКО on FlickrЛика КРАСКО on InstagramЛика КРАСКО on VimeoЛика КРАСКО on Youtube
Лика КРАСКО
Журналист и дизайнер. Меломан. Много лет пишу о современном искусстве, так что могу посоветовать вам, что почитать-послушать-посмотреть. Близки – Достоевский, Эдгар По, Мисима, Моррисон, Блок, Башлачев, Янка, Земфира. Интересны – Буковски, Блох и Уэлш. Любим донельзя – Артюр Рембо. Пишу для "Шанса" с 2007 года.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar