Опубликовано: Чт, Мар 1, 2018

Павел Амнуэль. Цена идеи

футур_17

Вниманию читателей предлагается большая статья известного писателя и ученого, живущего в Израиле. Статья о прогнозах, о приемах курса Развития Творческого Воображения (РТВ), о том, как можно оценивать и развивать фантастические идеи.

Продолжение 3.
Продолжение 2.
Продолжение 1.
Начало.

На тему путешествий во времени написано множество фантастических произведений. Каждое из них (если не говорить об очевидной халтуре) писалось, чтобы улучшить «Машину времени» и «Хроноклазм» по тому или иному показателю. Попробуем и мы улучшить идею «Хроноклазма».Итак, девушка отправляется в прошлое и встречает молодого человека, который влюбляется в нее. Воспользуемся четырехэтажной схемой. Этаж второй – много объектов. То есть нужно придумать ситуацию, когда путешествия в прошлое, контакты с людьми прошлого становятся обыденностью, и каждый, кому не лень, может отправиться на сто или больше лет назад и вляпаться там в такой хроноклазм, от которого вся будущая цивилизация окажется под угрозой.
Разумеется, фантасты подумали об этом. Вспомните рассказ Пола Андерсона «Я пришел слишком поздно» и его же цикл повестей «Патруль времени». Вспомните роман Айзека Азимова «Конец вечности». Это – логическое усовершенствование идеи хроноклазма. Парадокс времени в рассказе Уиндема возникает случайно. Но то, что может произойти случайно, можно сделать и умышленно. Отправиться в прошлое и убить вавилонского царя. Или помешать победе римлян. Или не допустить зарождения христианства. Значит – это следующий шаг, – нужна организация, которая будет следить за путешественниками по времени и не позволять им произвольно вмешиваться в историю. Так и возникает Патруль времени у Андерсона.

Все, как известно, можно использовать во благо и во зло. Патруль времени действует во благо человечества. А Вечные в романе Азимова меняют историю как хотят и как считают нужным.Сравните новизну и убедительность идей «Машины времени» и «Хроноклазма» с новизной и убедительностью идей «Патруля времени» и «Конца Вечности». Насколько более фантастичны идеи Андерсона и Азимова! И насколько более интересны именно как произведения художественной литературы. Развитие идей – это один из законов фантазирования – приводит к развитию и художественной формы их выражения.

Рассмотрим менее «качественную» идею и попробуем ее улучшить.Идея рассказа К. Булычева «Выбор»: при посадке на Землю потерпел катастрофу корабль инопланетян, погибли все, кроме одного младенца. Младенца нашли земляне и вырастили, понятия не имея, что ребенок – инопланетного происхождения. Он, бедняга, и сам этого не знал, пока не прилетели за ним его инопланетные родственники.
Начнем с новизны. Это проще всего, кстати, для этого нужно всего лишь вспомнить приемы развития фантазии. Например, «этажную схему». Почему все авторы, которые обыгрывали идею оставленного на Земле инопланетянина, говорили об одном персонаже, а не о десятке? Поднимемся на второй этаж схемы – пусть у нас будет не один герой, а пять.
Итак, пятеро братьев-инопланетян (может, даже близнецов!) оказались в младенческом возрасте на Земле. Каждый был воспитан в семье землян. И каждому в день совершеннолетия является таинственный некто и напоминает о его инопланетном происхождении. Тогда наш герой вспоминает, что у него есть «единокровные братья», и отправляется искать своих ближайших родственников, чтобы, собравшись вместе, решить – возвращаться ли на свою родную планету или остаться на Земле.
Герои ищут друг друга, они, возможно, даже телепаты, у них, может быть, открываются и иные «инопланетные» качества, каких нет у людей. Но бедняги заняты одним – поиском братьев…
Такой идеи в фантастике еще не было, и, следовательно, по новизне она получает балл не ниже 2 – в отличие от упоминавшегося рассказа Булычева. А мы ведь не использовали пока все возможности даже второго этажа. Почему, к примеру, мы ограничились пятью инопланетянами? Почему не миллионом? В один прекрасный день миллиону человек в возрасте восемнадцати лет на разных континентах являются их инопланетные родственники и рассказывают, что на самом деле они лишь воспитаны были на Земле, а истинные их родители где-то в системе Эпсилон Эридана. Миллион человек, юношей и девушек разных наций и рас, ощущают себя единой семьей и бросаются искать друг друга. И что произойдет, когда найдут? Разве это не тема уже не для рассказа, а повести, романа?
Роман такой тоже еще не написан, и по новизне эта идея тянет, пожалуй, уже на 2,5 балла. Впрочем, ее можно вытянуть даже на 3 балла, если предположить, что в один прекрасный день все жители Земли понимают: некогда их предки были младенцами забыты на этой планете. И пора возвращаться на родину. Мечта человечества о полетах в космос – вовсе не от любознательности, как говорят ученые. Это самая настоящая ностальгия. Болезнь, от которой нет лекарства…

Как видите, с помощью только одного приема мы уже улучшили идею простенького рассказа настолько, что иной автор сумел бы построить на этой идее роман. А если использовать еще несколько приемов? Скажем, прием динамизации. Является сегодня к герою инопланетянин, как в рассказе Булычева, и говорит: «Парень, ты на самом деле родился не на Земле, а на второй планете Беты Козерога, и похож ты на самом деле не на человека, а на лягушку». И герой чувствует: так оно и есть.
Назавтра является к нему другой инопланетянин и говорит: «Парень, ты на самом деле родился на третьей планете системы Омикрон Дракона, и похож ты на тупорылую обезьяну». И герой опять чувствует: да, это так. А на третий день…
Через неделю герой садится на землю в позе лотоса и вопрошает небеса: «Кто же я на самом деле? И что это такое вообще – суть человеческая?»
Эта идея по новизне тянет на 3 балла. Перейдем к убедительности.
Сначала разберемся, насколько убедительной была идея в рассказе «Выбор». Жил себе герой, прожил больше двадцати лет, влюбился в девушку, мистикой не баловался. И вдруг приходит некто и говорит: ты на самом деле инопланетянин. Герой, естественно, не верит и требует: докажи. Пришелец доказывает, представ на миг в своем истинном обличье. Герою не остается ничего иного, как поверить. А читателю?
Представьте: является к вам гость и утверждает, что вы родились на седьмой планете Сигмы Волопаса. В доказательство он на миг предстает вам в облике каракатицы с усами.
Убедит вас это – не как читателя, но как кандидата в инопланетяне? Не думаю. Первой мыслью наверняка будет: гипнотизер. Даже Иисусу понадобилось показать некоторое количество чудес, чтобы люди поверили в его божественное происхождение.
Идее рассказа «Выбор» за убедительность можно дать полтора балла. Есть что улучшать. Попробуем, но работать будем не с исходной идеей Булычева, а с одной из более новых идей, что мы уже придумали.
Миллиону землян являются пришельцы и говорят: «Ребята, вы «оттуда». Для каждого из наших героев ситуация пока не отличается от булычевской – он-то не знает о существовании остальных. Значит, сначала нужно исправить именно этот момент.
Используем прием квантования. Пусть эти люди ощущают общность друг с другом не постоянно, а временами. Вдруг «накатывает» что-то, и каждый ощущает присутствие «братьев», может говорить с ними, но продолжается это минуту-другую и проходит. А следующий «сеанс» – через год или больше.

Чтобы фантастическую ситуацию сделать более убедительной, попробуйте сопоставить фантастическую ситуацию с реальной. Приняв наркотик, человек начинает видеть то, чего нет на самом деле. Приложим ситуацию к гипотетическим «инопланетянам». Каждый из них, достигнув определенного возраста, может пристраститься к наркотикам и в состоянии транса вступать в связь с себе подобными, живущими в других странах.
Убедительность этой идеи тоже невысока – ведь нужно, чтобы все наши герои стали наркоманами. Воспользуемся приемом уменьшения – пусть для того, чтобы ощутить «плечо брата», каждому нашему герою достаточно выкурить сигарету или выпить стакан вина. Для любого человека вино и сигарета – всего лишь допинг, а для наших героев-«инопланетян» это средство, включающее в организме механизмы связи друг с другом.
Рано или поздно, но обычно в возрасте 15-18 лет, каждый из миллиона героев нашего еще не написанного романа ощущает общность с себе подобными. И каждая выкуренная сигарета дает ему на время возможность общения с «братьями».
И убедительной будет, конечно, ситуация, когда, получив такую возможность, никто из наших героев не поверит в ее реальность. Каждый будет думать: «слабак я, от одной сигареты мерещится всякое…»
Попытки сделать идею убедительнее, уже привели к «раскрутке» сюжета. Возрастает убедительность, и вместе с ней возникают сюжетные линии. Параллельно убедительности увеличивается и человековедческая ценность идеи – ведь мы награждаем героя новыми свойствами, новыми качествами.

Продолжение следует.

Владимир БОРИСОВ on EmailВладимир БОРИСОВ on FacebookВладимир БОРИСОВ on FlickrВладимир БОРИСОВ on InstagramВладимир БОРИСОВ on VimeoВладимир БОРИСОВ on Youtube
Владимир БОРИСОВ
Библиограф,писатель, литературный критик, переводчик, специалист по информатике. Известен исследованием творчества братьев Стругацких. Колумнист «ШАНСА», ведущий рубрики «ФутурКонгресс».

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar