Опубликовано: Чт, Мар 29, 2018

Шушенское-Абакан-Крым

Маргарита Кеслер Южный пейзаж, картон, масло, 1959 г.

Ценители прекрасного захотят улететь в отпуск, увидев юг России.

В Абакане открылась выставка крымских пейзажей. Экспозиция без преувеличения получилась улетной. Почему нужно обязательно ее посмотреть, объясняет Светлана СТАФИЕВСКАЯ.

В советское время во многих семьях вывезти ребенка перед началом школы в Крым, к морю, было священной обязанностью. Ну, а само место, соответственно, считалось панацеей. Мои родители не были исключением и решили после садика закалить меня на Черном море, чтобы в зиму не было всех этих соплей и бронхитов.
Мы ехали в Ялту на большом автобусе, кругом светило солнце, мелькали горы, стремящиеся ввысь деревья, похожие на свечки, дорога вилась серпантином. И тут наш «икарус» затормозил посреди пути, и пассажиры мгновенно зашушукались, напоминая шипящих змей: «Брежнев! Брежнев! Смотрите, это Брежнев едет». Бабушка и я прильнули к окошку и успели разглядеть черную блестящую под солнцем «Чайку» в сопровождении машин с мигалками. «Видела? – спросила меня бабушка. – На дачу, наверное, поехал». Какое-то время наш автобус еще постоял и тронулся в те края, где мне предстояло открыть для себя неизвестный, красивый, как книжка с картинками, мир Тавриды.
Конечно, я не знаю, был ли в той машине Брежнев или мы уступали дорогу какому-то другому высокопоставленному лицу, но известно одно – Крым всегда привлекал к себе самых разных людей, от художников и поэтов, до генсеков и первого и единственного президента СССР.
Этот яркий эпизод из детства я вспомнила, разглядывая крымские пейзажи советских художников в Абаканской картинной галерее. Здесь открылась выставка «Возвращение в родную гавань», в которой представлено более сорока живописных и графических работ. Причем многие из картин родились во второй половине двадцатого столетия, начиная с 56-го и заканчивая 80-ми.

Владимир Капелько Поселок Симеиз, картон, масло, 1965 г.

Владимир Капелько. Поселок Симеиз, картон, масло, 1965 г.

Живые открытки

На меня так же, как тогда летом 1982 года, смотрело янтарное солнце, деревья бросали ветвистые тени, кричали чайки, запах йода бил в нос, и ветер надувал паруса одиноких лодочек на горизонте. Уже позднее я открыла для себя выражение «изобразительная журналистика», традицию, в которой работал известный итальянский живописец Карло Боссоли, кстати, воспевший в своих полотнах Крым.
В этом смысле журналистами, оставившими нам свои южные зарисовки гуашью на картоне, можно назвать и Валентину Алимову, и Николая Анатольева, или работавших акварелью Ростислава Барто и Клавдию Сарафанову-Легат и еще многих выставленных в галерее художников. Все они без фотографической точности, но очень эмоционально передают нам мгновение, впечатление, ведут свой репортаж с побережья Крыма кистью и даже пером. Кажется, что нарисованная тушью на бумаге «Улочка в Гурзуфе» Натальи Левянт сейчас оживет, как в анимационном фильме, и заиграет цветными красками. Впрочем, уже другая ее работа «Гурзуф. В парке», выполненная цветными карандашами, почти физически точно передает жаркую крымскую атмосферу.
– Посмотрите, это ведь уже готовые открытки, – говорит директор Абаканской картинной галереи Алексей Ватутин, показывая небольшого размера картины, написанные гуашью и акварелью на картоне.
Они и вправду, эти пейзажи, сильно напоминают советские открытки, которые разлетались по Союзу на праздники. Если свернуть на каменистую улочку, то можно увидеть нагромождение причудливых домиков, долго-долго подниматься вверх, пока не дойдешь до своего жилья, снятого на короткий летний отрезок у местных. Это я тоже помню из того детского путешествия в Ялту, и мои воспоминания будто иллюстрирует наш земляк Владимир Капелько. Здесь представлены три его картины: «Дорога на Ялту», «Крымский март» и «Поселок Симеиз».
Случайно или нет, но еще раньше другой сибиряк, великий живописец Василий Суриков, был пленен и очарован Тавридой. Его поездки в Крым исчислялись месяцами. «Крым показался Сурикову ослепительным, он наслаждался купанием, солнцем, дальними прогулками в горы и написал множество акварелей в Гурзуфе и Симеизе»,– вспоминала внучка художника Наталья Кончаловская.

Большое наследие Рудаковой

Пожалуй, нет смысла писать о всех картинах и авторах, попавших в эту экспозицию. Искусство – это то, что мы принимаем сердцем. Если вам не ложатся на душу картины Пикассо, то вы можете прочитать о его творчестве хоть тысячу отзывов, но все равно его не полюбите.
Так и здесь, мнение одного человека погоду не сделает, а вот любопытство разжечь может. Поэтому я сделаю еще один крючок, чтобы заинтересовать вас и раззадорить, чтобы вы захотели сходить и посмотреть эту выставку.

Валентина Цветкова. Весенняя Ялта, холст, масло.

Валентина Цветкова. Весенняя Ялта, холст, масло.

Лично меня всегда радует, когда к нам привозят пейзажи какой-то другой местности, хочется, знаете ли, видеть иной мир, не только наши любимые хакасские степи с менгирами. Недавно в «Чылтысе» было жарко от алжирских пейзажей красноярского художника Арсения Милованова. Если все сложится удачно, то в следующем году абаканский зритель увидит камбоджийские зарисовки Милованова.
Ну, а пока у нас не появился в расписании аэропорта Абакана рейс на Симферополь, есть возможность посетить Крым уже сейчас, в картинах из фонда музея-заповедника «Шушенское».
Да, все эти работы приехали к нам из соседнего Красноярского края и являются частью большого культурного наследия, которое в разное время собирала, а потом передала музею Лилия Рудакова – основатель, идейный вдохновитель и директор Шушенской народной картинной галереи на протяжении двадцати пяти лет.
История жизни самой Лилии Михайловны заслуживает отдельной статьи в газете. Как писал о ней в одном из номеров «Красноярский рабочий», «ее лекции на вернисажах, одинаково раскрыв рот, слушали и шушенские пэтэушники, и синеборские доярки, и туристы из Питера». Пока я готовила материал в этот номер, поняла, что эта женщина сумела сохранить в сибирской глубинке то малое из числа большого разнообразного искусства, сосредоточенного в основном где-то в центральной России.
Эта выставка получилась благодаря тому, что в огромной коллекции картин Рудаковой оказалось достаточно таких живых, импрессионистских работ, посвященных югу, что грех было их скрывать от публики. Тем более теперь Крым наш.
«Вчера вечером я забрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, – я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество! Да что значат слова – это надо самому видеть, чтобы понять!» – писал из Ялты художник Исаак Левитан своему другу Антону Чехову.
Еще один повод удостоить выставку вниманием – это сами авторы, художники, самые молодые из которых родились во второй половине двадцатого века, а большинство начали свой путь еще в царской России. Да-да – 1896, 1899, 1902 годы – эти даты рождения – не обман зрения. Это всего лишь напоминание нам всем, что жизнь коротка, а искусство – вечно.

Светлана СТАФИЕВСКАЯ
Внештатный автор газеты "ШАНС". Колумнист, диджей-буддист, художник-джедай. Работала на радио и ТВ, в заповеднике, на клумбах города Абакана, жила на Дальнем востоке. В "ШАНСЕ" с 2016 г.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar