Опубликовано: Чт, Июн 14, 2018

Скифская мифология

скифы

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!

Александр Блок

Спешу сообщить, что Блок не прав: скифы были лишены ярких монголоидных и азиатских черт. Судя по реконструкциям лиц по сохранившимся черепам, древние жители вполне походили на типичных европейцев. Если уж мы так легко разобрались с классикой, то не сможет нас остановить и современное мифотворчество.

Миф I.
Скифы – название народа

скифы_4Это не так, потому что таким именем – скифы (др.-греч. Σκύθης) – эллины называли население Скифии (области между Дунаем и Доном). Поэтому перед нами внешний этноним (экзоэтноним) – собирательное обозначение различных племен, не все из которых были кочевниками. Они не создали собственной письменности. Различные версии о самоназвании известного древнего народа также многочисленны (скудата, сколотои, искуза и пр.). Мы вообще мало знаем о языке скифов, потому что в передаче античных авторов до нас дошли лишь имена вождей, богов и географические названия. Этот скудный материал позволил специалистам определить скифский язык как восточно-иранский (к ним сейчас, например, относят осетинский и некоторые языки Афганистана).
Уже Геродот описывает скифов как некий конгломерат, условное и поликультурное объединение (например, есть и скотоводы, и пахари). В дальнейшем неопределенность только усиливалась. «Скифами» называются вообще варварские народы Причерноморья. Античная традиция сохраняется и в Средневековье. Поэтому ученые сочинители на Западе «скифами» начинают именовать и славян, и русь, и группы тюркоязычных кочевников.
В археологическом смысле «скифская культура» довольно сложно соотносится с конкретными носителями. Поэтому ее тоже трактуют расширительно. Вводятся понятия «скифоиды», культуры «скифского круга», «скифский мир» и даже «скифо-сибирское единство». Все это создает впечатление крайней неопределенности понятий и бездоказательности подобных построений. Хорошо известно, что скифы никогда не жили в Центральной Азии или в Сибири, поэтому отечественные специалисты не используют принятые в иноязычной терминологии обозначения. Однако из археологического жаргона и дилетантского обращения генетиков «лже-скифы» порой проникают не только на страницы желтой прессы, но и прорываются, к сожалению, в популярную литературу и в музейные экспозиции. Само собой и в интернете мы можем обнаружить орды неких «сибирских скифов», «пазырыкских скифов» или даже «скифов Тувы» и другие абсурдные словосочетания. Хотя между этими историческими явлениями тысячи километров и века в пространстве и времени. Даже если когда-то будет доказана преемственная связь между столь отдаленными и различными культурами, хотя ничто не свидетельствует в пользу такой возможности, то все же, как говорится, «свадьба деда – это не свадьба внука».

скифы_2

Миф II.
Скифы создали «звериный стиль»

Разумеется, это не так, потому что изображать животных люди начали еще в палеолите. Орнамент или изобразительная манера с включением изображений животных возникали самостоятельно и фактически повсеместно. Уникальности тут нет, тем более что вообще грубоватое выражение «звериный стиль» является несколько странным для анималистической манеры с использованием не только образов зверей (млекопитающих), но также и людей, и птиц, и рыб и др. И вот тут английский термин «Animal style» представляется куда более корректным. Условная терминология археологов также породила определение «скифо-сибирский звериный стиль», к которому относят образы оленя с огромными рогами, свернувшегося в кольцо кошачьего хищника и хищную птицу с преувеличенными клювом, крыльями и лапами. Таким образом искусство фракийцев на Балканах и населения побережья Тихого океана, Китая и Афганистана оказалось описано единым мегатермином. География этого охвата куда больше геродотовой Скифии и даже Сибири. Конечно, создателем такого распространенного направления искусства не был какой-то один народ. Тем более, что перечисленные образы уже встречаются в Южной Сибири задолго до появления скифов.
Знаменитые образцы собственно скифского искусства, найденные в основном на территории Украины, связаны с древнегреческой цивилизацией и ее образами и технологией. Рафинированные до блестящего совершенства, они заметно контрастируют с самобытным искусством других кочевников. Удачный симбиоз правильно называют «греко-скифским искусством».

скифы_1

Миф III.
Скифы – престижные предки

Гиппократ так описывал скифов: «…Отличаются толстым, мясистым, нечленистым, сырым и немускулистым телом; живот у них в нижней части отличается чрезвычайным изобилием влаги: ведь и невозможно, чтобы он был сух в стране, отличающейся такими природными свойствами и состоянием атмосферы. Благодаря тучности и отсутствию растительности на теле [обитатели] похожи друг на друга, мужчины на мужчин и женщины на женщин». Отнести такие характеристики можно к любой варварской группе, которых цивилизованный человек античности воспринимал как неразличимую массу. Для Гиппократа «скифы походят сами на себя». В античности вообще все варвары считались по своей природе рабами, а не полноценными людьми.
Однако в воображении современных участников «войн памяти», которые пишут популярные книги и даже учебники, скифы изображаются великими культуртрегерами и создателями ранних государств. Сложно с этим согласиться, потому что типичные признаки цивилизации – письменность, города и ирригации (оросительные каналы) – у них отсутствовали. А вопрос о государстве крайне трудноразрешим из-за расплывчатости собственно этого понятия. Во всяком случае регулярные налоги и существующая на них прослойка профессиональных управленцев у скифов отсутствовали.
Однако знаменитый и всесильный директор института археологии Академии наук СССР Б.А. Рыбаков объявил скифов-сколотов праславянами. Противоположный и более современный пример: археологи И. Мизиев (Кабардино-Балкария) и Н. Мажитов (Башкирия) доказывают тюркоязычие скифо-сарматов. Ну, и характерен пример Северной Осетии, которая даже дополнила наименование республики – «Алания», чтобы подчеркнуть свою преемственность со средневековыми аланами, которые в свою очередь связываются со скифами.

скифы_3

Миф IV.
Прародина скифов – Южная Сибирь

Находки археологов в нашем регионе, особенно в кургане Аржан (Республика Тува), показали более древнее бытование местных культур по сравнению со скифами. В нарушение логического принципа «позже – не значит вследствие» стала развиваться теория о происхождении скифов из глубин Азии на том основании, что скифы становятся известны несколько позже датировки находок в столь отдаленном от античных центров цивилизации регионе. Эта дань устаревшим миграционным схемам, по которым культура преобразуется или возникает, благодаря завоеванию или миграции больших групп населения. Конечно, еще Геродот говорил, что скифы вышли из Азии, однако для древних греков «Азия» – это просто области восточнее мест их обитания, то есть территории Восточной Европы и Ближнего Востока.
Аргументы сторонников миграционной версии происхождения скифов не были убедительны даже в то время, пока популяционная генетика не получила новые данные. В последнее десятилетие ученые сумели отработать методику выделения ДНК из останков древних людей. Новейшие зарубежные исследования древнего генома из образцов в захоронениях скифов, населения Урала и Казахстана, а также Южной Сибири показали отсутствие в древности прямых миграций, изменивших состав населения. Переносились идеи, политические и торговые связи, даже языки, но не изменялось радикально население генетически. Древние народы были больше похожи на своих соседей, чем на отдаленные популяции, что вполне понятно. А между двумя полюсами – Скифией и Южной Сибирью – сохранялось не только большое географическое, но и генетическое расстояние. То есть кочевники в популяционном смысле и там, и там формировались в целом независимо друг от друга. Пока подтверждается и преемственность между древним и современным населением указанных регионов. То есть скифы оставили своих потомков в местном населении Кавказа, например, а тюркоязычное население Южной Сибири и Центральной Азии получило свой генофонд от древнего населения этих регионов.


Рекомендуемая литература:
Шнирельман В.А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. – М.: «Новое литературное обозрение», 2006. – 696 с.

Станислав УГДЫЖЕКОВ
Кандидат исторических наук, доцент

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar