Опубликовано: Чт, Июн 15, 2017

Сложная и прекрасная музыка Кенеля

опера

Марина ШТАРК – о детской филармонии и хакасской опере.

Хакасская республиканская филармония имени В.Г. Чаптыкова завершила 28-й концертный сезон, представив оперу Александра Кенеля «Чанар Хус», созданную композитором по мотивам хакасского народного творчества. Об этой постановке, мюзиклах для Абакана рассказывает художественный руководитель детской филармонии Хакасской республиканской филармонии Марина ШТАРК.

Детство и музыка

Штарк (3)С Мариной Геннадьевной мы знакомы очень давно. Еще школьницей я пела в хоре «Каданс». Пришла однажды осенью в кабинет, где проходили репетиции хора, сказала ей только одно: «Хочу петь». И запела. Не зная музыкальной грамоты, четко ориентируясь в произведениях только благодаря своему слуху. О тех временах можно книгу написать, потому что наш хормейстер дал нам, девчонкам, глыбу знаний и впечатлений.
Петь под руководством всегда одухотворенной Марины Геннадьевны было счастьем. Поэтому, узнав о том, что с февраля нынешнего года создана новая структура – детская филармония – я только порадовалась за девчонок и мальчишек.

Силами хора

– Детская филармония. Начну разговор именно с нее, потому что для Абакана это новшество.

– Когда создалась хоровая студия «Каданс», можно было бы успокоиться, но моей мечтой полжизни была хоровая школа. Мне казалось, что моя любовь к хору обязательно должна воплотиться именно в хоровой школе.
Потом я поняла – ну и что, еще одна школа, но только с хоровым уклоном? Надо создать что-то такое, чего не было, где дети могут черпать какие-то другие ощущения, нежели просто пение в хоре.

– В хоре у всех есть музыкальное образование?

– По-разному. У меня сейчас много девчат, которые просто приходят с огромным желанием петь. Это на выживание. Если ты способна петь, когда вокруг тебя все понимают нотную грамоту, а ты – нет.

– Поют девочки?

– В хоре, в основном, девочки, мальчиков значительно меньше, поэтому я решила сделать специальный набор мальчишек и создать хор мальчиков и юношей. Думаю, очень важно воспитать будущих мужчин на высоких духовных примерах.

– Расскажите о вашей деятельности.

– Мы стали ставить оперы. В 2005 году я пришла в филармонию, и буквально в том же году силами хора мы поставили с девчонками оперу Перселла «Дидона и Эней». Конечно, пели на русском языке, потому что если еще и петь на английском…
Мало того, что музыка очень сложная для восприятия современного человека, архаичная. А если бы еще и на английском, то мы утомили бы зрителей.

– Что же было дальше?

– Когда мы поставили эту оперу, балетмейстер стала с моими девчонками разучивать средневековые танцы. Это удивительное зрелище, когда «хоровые» дети вдруг танцуют! Я была невероятно впечатлена и очень счастлива. Мне вдруг так захотелось этого всего… И понеслось – мы поставили оперу Доницетти «Любовный напиток», оперу «Евгений Онегин»…

Грандиозная эклектика

– Хочу спросить о мюзикле «Под первой звездой», которому в этом году будет уже десять лет.

– Да, премьера мюзикла состоялась в 2007 году. В декабре этой постановке будет десять лет, мы показываем ее ежегодно. У нас три поколения ребят выросло на этом мюзикле.

– Чем же он так замечателен?

– Музыка очень красивая. Когда мы поставили, я поехала в Питер и привезла композитору, Виктору Плешаку, видеозапись. Он посмотрел, звонит мне рано утром и говорит дрожащим голосом: «Я так вам благодарен… Этот мюзикл ставили во многих театрах, но такую точность я увидел впервые! Грандиозно…»
Мы ведь не оперный театр, у нас же своеобразно, понимаешь? И эстрадники, и оперники, и дети – в итоге такая эклетика получилась! В том же году я провела Международный конкурс вокалистов. В качестве председателя жюри к нам приехал работать Рубен Лисициан. После всего этого мне позвонили из Петербурга и предложили сотрудничество с оперным театром детей имени Галины Вишневской. Она знала, что в Абакане открылся филиал, благословила открытие.

Давайте дерзнем!

– Марина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, об опере Александра Кенеля «Чанар Хус».

– Ее первая постановка была осуществлена в 1980 году, а в 81-м я приехала в Абакан учиться. Естественно, училище «гудело», все говорили об этой премьере. И мысль о «Чанар Хус» осталась в подсознании, я всегда хотела восстановить оперу. Владимир Герасимович Чаптыков дивно пел арию Чанар Хуса, я очень любила его голос. И потом, понимаешь, это грандиозное произведение! Кенель был очень грамотным музыкантом, он учился вместе с Дмитрием Шостаковичем в Ленинградской консерватории. И, когда волею судьбы попал сюда, он ездил по улусам, собирал мелодии.
За три года до того, как мы восстановили оперу, я обратилась к директору института искусств Нине Николаевне Кушнир: «Дайте мне разрешение взять клавир, все материалы про оперу «Чанар Хус».

– И вам разрешили?

– Да, мы все это взяли, изучали. Заглянули в ноты, а они уже, можно сказать, практически утрачены. Партитура Кенеля была рукописной, и сегодня некоторые куски просто не восстановить. Мы отдали это аранжировщику в Новосибирск. Он, конечно, провел филигранную работу по восстановлению.
Мы пригласили режиссера Михаила Борисова. Он изучил материал и говорит: «Девчонки, немножко все запутано».
Там реально картины поставлены так, что сюжет плохо просматривается. У того, кто писал либретто, возникла идея: «А давайте мы дерзнем и картины поменяем местами». Мы понимали, что для тех людей, кто участвовал в первой постановке, это трепетно. Но Борисов все разложил и сделал это аккуратно, ничего не исказив, стало ясно и логично.

Хакасская культура

– Ваши дальнейшие планы.

– Думаю, опера должна жить. Сейчас она обрела абсолютную форму. Мы думаем, что обязательно надо сделать полноценное, красивое издание партитуры, клавира. И подарить разным оперным театрам. На самом деле, все хотят новых впечатлений, новых постановок, потому что оперные театры перенасыщены классическим материалом.

– Что в опере с точки зрения музыки такого, захватывающего?

– Ты знаешь, опера написана абсолютно классическим языком, но эпоха всегда оставляет отпечаток на музыке. Здесь то же самое. Но, вместе с тем, хакасские мелодии здесь переплетаются с классической музыкой диковинными орнаментами!

– Синтез…

– Да, это синтез хакасской и европейской музыки. И, ты знаешь, такие невероятные есть темы… Настоящие древние тахпахи. Опера «Чанар Хус» очень важная. Это серьезная хакасская культура. И эту работу мы выполнили максимально точно, бережно.

Лика КРАСКО on EmailЛика КРАСКО on FacebookЛика КРАСКО on FlickrЛика КРАСКО on InstagramЛика КРАСКО on VimeoЛика КРАСКО on Youtube
Лика КРАСКО
Журналист и дизайнер. Меломан. Много лет пишу о современном искусстве, так что могу посоветовать вам, что почитать-послушать-посмотреть. Близки – Достоевский, Эдгар По, Мисима, Моррисон, Блок, Башлачев, Янка, Земфира. Интересны – Буковски, Блох и Уэлш. Любим донельзя – Артюр Рембо. Пишу для "Шанса" с 2007 года.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar