Опубликовано: Чт, Ноя 9, 2017

Театр, умеющий удивлять

серебряный крест Акина

Непростой путь театра «Читiген» с 90-х годов до наших дней.

Сам факт существования театра «Читiген» удивителен – он, пожалуй, единственный из национальных театров страны, рожденных на волне перестройки, которому удалось выжить.
Заслуга в этом основателя театра, самого коллектива и руководства республики. Важно было, что театр востребован – был свой зритель.

Победы и потери

Театр сразу заявил о себе – в первый же сезон стал лауреатом Первого межрегионального фестиваля национальных театров Сибири. Потом множил и множил награды, в том числе международные, хотя и был в буквальном смысле слова «бедным театром»: ни дома, ни сцены, ни транспорта. Числился «театром на колесах», но не мог добраться до своего зрителя, ради которого создавался – до жителей дальних малых деревень, где в нем остро нуждались носители языка, хранители национальных традиций и будущие таланты.
Ранний уход руководителей театра был напрямую связан с этими трудностями, особенно в 90-е годы. Основатель «Читiгена» Василий Ивандаев ценой огромных усилий добивался для театра (бывшего прежде кооперативным, затем хозрасчетным) статуса «государственного». Ушел – не выдержало сердце. Не дожил до своего пятидесятилетия и Юрий Топоев, чья пьеса «Живи, живи, Аглона» принесла театру первую серьезную победу за пределами республики, а спектакль «Алыптар» – государственную премию имени Н.Ф. Катанова. Не было пятидесяти и Михаилу Топоеву, когда колоссальные нагрузки серьезно подорвали его здоровье: он пришел сюда из Хакасского театра в опасный для «Читiгена» период, когда в очередной раз зашел разговор о закрытии. Став режиссером и художественным руководителем, он первым разместил коллектив музыкантов на сцене, отведя им роль древнегреческого хора. В его спектаклях «живая» музыка не только сопровождала драматическое действо, но была его равноценным участником. Этот художественный прием открыл новые возможности для развития хакасского театра – не зря его сразу подхватили коллеги из «большого театра». Идея занять в одном спектакле фольклорный ансамбль и драматическую группу возникла закономерно – по замыслу основателя театра, здесь планировалось собрать артистов разных жанров. В свое время работали вокально-инструментальный ансамбль, эстрадно-цирковая, драматическая, кукольная группы. Время выявило оптимальный вариант – сейчас остались драматическая группа и фольклорный ансамбль «Айланыс» и называется теперь «Читiген» театром драмы и этнической музыки.
Театру всегда жилось нелегко, состав его постоянно менялся, менялись и руководители – остались самые преданные ему. Эти два коллектива составили костяк. Когда в 95-м году в очередной раз встал вопрос о его закрытии и коллективу объявили о прекращении финансирования (видимо, в надежде на самороспуск) – они призвали коллег работать без зарплаты, так продержались четыре месяца, пока театр снова не профинансировали.

Алыптар съемки

Театр плюс кино

С приходом в театр Виталия Канзычакова, который возглавлял «Читiген» дольше всех предыдущих руководителей вместе взятых, коллектив получил возможность стабильной работы. Огромная благодарность Светлане Анатольевне Окольниковой, бывшей все эти годы министром культуры, и руководству республики за понимание культурной значимости такого явления, как «Читiген». Театр много гастролировал не только по республике, но и по стране, и за рубежом. Помимо творческих контактов, поездки обогащали новыми идеями, для молодых артистов фестивали были своеобразной школой, расширяли театральный кругозор. При всей занятости Виталий Николаевич не оставлял надежды осуществить замысел основателя театра – создание собственного кино. Он включил этот пункт в Устав театра. Но надеяться на государственное финансирование при отсутствии результатов было безнадежно. Не было и специалистов. Оставалось искать энтузиастов. Такой нашелся в филармонии – Антон Литвиненко к тому времени уже снял фильм, снимал клипы, делал афиши, и все это, от съемок до монтажа, – на собственной аппаратуре! Первым совместным опытом авторы не были довольны. Думалось, есть готовый спектакль «Алыптар», пользующийся неизменным зрительским успехом, достаточно подобрать натуру и снять. В общем, о фильме авторы как о большом достижении не упоминали, хотя общественный просмотр и провели. Но зачин был положен: в республике появились и другие игровые хакасские фильмы. У директора-худрука и художника по свету, по совместительству киновидеооператора-дизайнера, забот хватало, но оба помнили о кино, и, когда был объявлен республиканский конкурс на создание игровых и документальных фильмов, в «Читiгене» решили: будем участвовать. Грант выиграли. Сценарий фильма «Серебряный крест Акина» написали по пьесе талантливого актера этого театра, сегодня его художественного руководителя Алексея Сагатаева, взявшего за основу пьесы семейное предание. Соавтор сценария Антон Литвиненко после первого фильма проделал серьезную «работу над ошибками», готовился к работе над фильмом особенно тщательно, и общественный просмотр в рамках республиканского форума «Сибер ил» показал – новый фильм получился! Эта работа «Читiгена» (режиссер – А.Литвиненко, в.Канзычаков) была оценена и зрителями, и профессионалами – были выделены средства на новую работу.
Но тут случилась беда – трагически погиб руководитель театра. Относительное благополучие театра достигалось нелегко – через стресс и эмоциональное «выгорание». Виталию Николаевичу было чуть за пятьдесят.

На съемках фильма "Серебряный крест Акина".

На съемках фильма “Серебряный крест Акина”.

«Серебряный крест Акина»

Вновь назначенные руководители и коллектив театра сумели мобилизоваться. Своевременно открыли сезон. Подготовили новый спектакль «Хара хам» для участия в международном фестивале в Монголии. А дома театр пригласил на «киноспектакль» «Серебряный крест Акина». Сегодня присутствие мультимедиа в драматических постановках – не новшество. Но «Читiген» удивил снова. Погас в зале свет. В полумраке сцены обозначился силуэт человека в шинели. Звуковое оформление точно обозначило место действия – вокзал. Он вышел на авансцену и сначала негромко и опасливо, потом все отчаянней стал кричать: «Купите ружье!». Наконец, «нашелся» невидимый покупатель (из-за кулис раздался голос), сделка состоялась – ружье ушло за хлеб и сало, которыми делятся уже киношные герои – беглые солдаты Первой мировой. Короткая сценка в исполнении Алексея Сагатаева максимально приблизила зрителя к событиям, которые затем разворачиваются на экране. Большая заслуга авторов фильма, что при минимальных средствах им удалось точно воссоздать картину вековой давности. Отыскали дома и юрты, предметы быта, костюмы, реквизит. Уже после просмотра, прокручивая в голове фильм, с удовольствием вспоминаешь, как скрупулезно обходила видеокамера приметы сегодняшнего дня (видеооператор – А.Литвиненко), как искусно разместили в этом «контексте» отлично подобранный актерский ансамбль («Читiген», Русский и Хакасский театры). Герой Дениса Энгеля появляется в кадре на один короткий эпизод, произносит всего две фразы, но такая сила и угроза в них, что легко представить, какой кровавый след оставлял за собой отряд в несколько человек, возглавляемый этим белогвардейским офицером. Выстрел, прозвучавший в доме, сказал убегавшим Акину (А.Сагатаев) и Арыхпаю (М.Султреков), как поплатился хозяин дома (А.Израэльсон) за то, что приютил их. Но и «красный отряд» в фильме не лучше. Выразительно и лаконично охарактеризовал своего героя, бойца красного отряда, Виктор Сагалаков. Глумливая полуухмылка и циничный взгляд, каким обвел Назар Акина и его жену Тана, красноречиво указал виновника их бед. В фильме много этих примет страшных событий братоубийственной войны.
Киноспектакль шел в полной тишине. Фильм закончился, но зрители не спешили расходиться. На сцену пригласили реальную внучку киношного Акина, маму Алексея Сагатаева, исполнителей ролей – актеров наших театров, вручили подарки. Маленький «артист» Марат, которому едва исполнилось два года, поднялся на сцену, крепко держась за мамину руку. Получив подарок и зрительские аплодисменты, малыш стал очень серьезно вглядываться в зал. Привычная процедура представления участников продолжала «работать» на киноспектакль. У театра хороший творческий потенциал – есть уверенность, что он еще не раз будет удивлять.

Галина БУРНАКОВА, театровед

Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты Редакция газеты
Редакция газеты "Шанс"
Рекламно-информационная газета “Шанс” выпускается с 1993 года. Тираж издания – 24 тыс. экземпляров. Выходит еженедельно по четвергам. Продается в розницу. Зона распространения – Абакан, Черногорск, Саяногорск, Минусинск, Шушенское, Абаза, Аскиз, Таштып, Бея, Курагино, а также Краснотуранский, Минусинский и Ермаковский районы. Редакционный блок наполняется текстами различных жанров, рассказывающими о проблемах, событиях и людях Хакасии, а также практически родного Юга Красноярского края, с которым республику связывают прочные экономические и социальные связи.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar