Опубликовано: Чт, Июн 15, 2017

Тимур ДАВЛЕТОВ: «Что плохо для леса – плохо и для нас»

Давлетов

Повышать привлекательность Хакасии – это его работа.

Безо всякого преувеличения Тимура Давлетова можно назвать имиджмейкером Хакасии на международном уровне. Можно даже сказать, что благодаря Давлетову кое-где за рубежом о Хакасии знают больше, нежели в самой республике. Сам он скромно называет себя хакасом. Но на перечисление его «трофеев» уйдет полполосы, еще столько же займут названия всех мероприятий, которые наш земляк организовывал по линии ТЮРКСОЙ (Международной организации тюркской культуры). Только в мае-июне этого года Давлетов дважды удостоился званий: в Казахстане получил медаль отличника культуры, а в Турции стал почетным членом Турецкого общества музыкального образования.
Его имя включено в «Биобиблиографический словарь тюркологов Евразии».
Будучи чрезвычайно занятым человеком, Тимур ДАВЛЕТОВ нашел время поговорить о судьбе своей малой родины – о том, почему Хакасия малоузнаваема, о коррупционных скандалах в республике, ну и о хорошем тоже много чего сказал.

Скромное обаяние шаманизма

– Насколько сейчас интересна Хакасия зарубежному сообществу? Что нового от нее ждут, на ваш взгляд, что могло бы заинтересовать: театр, музыка, производство, оригинальные продукты?

Давлетов_1– Хакасия всегда интересна зарубежному сообществу, ибо это территория древнейших цивилизаций. Например, наверняка многие знают о том, что хакасская земля дала миру древнейший духовой инструмент человечества из гематитового камня возрастом примерно 35 тысяч лет. Вот почему хакасская музыкальная культура столь богата, и не смогу здесь не упомянуть о том, что даже сам Мессершмидт еще в далеком 1721 году был глубоко очарован высоким искусством тюрков Среднего Енисея. А традиционная религия хакасов шаманизм – это отдельное направление, которое при надлежащей политике нашей республики может лечь в основу религиозного туризма в регионе.
В принципе, хакасская культура востребована в мире, несмотря на мизерный финансовый фундамент, ассигнованный для ее нужд. Например, многие мероприятия по линии ТЮРКСОЙ, где принимала участие Хакасия, претворены в жизнь практически при минимальном финансовом участии со стороны нашего республиканского минкультуры. А вы можете представить, как засверкает и заблистает при соответствующем финансировании хакасская культура в мире? Поверьте, при правильной кадровой политике, опирающейся на высокопрофессиональных специалистов, можно совершить настоящий прорыв в этой области, что, безусловно, выведет индекс привлекательности нашей с вами Хакасии на совершенно новый уровень.

– Как вы сейчас расцениваете положение дел в Хакасии, например, в связи с последним «скандалом» в театре «Сказка», с большим коррупционным делом, связанным с госзакупками, кадровыми перестановками во власти? Как это может отразиться на сотрудничестве республики с другими государствами и республиками?

– Я искренне верю, что в Хакасии есть добрые и честные люди, которые готовы работать во имя расцвета нашей родины. В этом отношении наша республика имеет глубокие корни демократии. Могу сказать, что хакасская шаманская мифология даже содержит мотивы, соприкасающиеся с выборностью управленцев, а эти эпические сказания нашего народа уходят вглубь тысячелетий. Поэтому демократическая жилка у населения нашего региона весьма крепка и все люди по настоящему переживают за судьбу Хакасии – уникального и неповторимого региона. И надо еще помнить, что завтра, быть может, нас и не будет, но будут наши дети, которые не должны испытывать неловкость из-за действий своих родителей в ближайшем прошлом. Надо помнить простую шаманскую истину, которую метко подметил известный русский ученый, исследователь язычества и шаманизма Михаил Косарев: что плохо для леса – плохо и для нас. Здесь делается ударение прежде всего на баланс внутри Матери-Природы. Поэтому все отклонения от золотой середины в смысле правонарушений должны наказываться в соответствии с существующим правом, а нарушители обязаны нести соответствующее наказание.

– Сейчас вы работаете над научным переводом хакасского эпоса «Кюн Сарыг» на турецкий язык и трудитесь над диссертацией, посвященной шаманизму. Какие ваши дальнейшие планы?

– Да, в настоящее время работаю над академическим переводом древнехакасского эпоса «Кюн Сарыг», который, надеюсь, станет моим уже четвертым богатырским сказанием, переведенным на турецкий язык и изданным в Анкаре. А после защиты докторской диссертации (PhD) планирую погрузиться в дальнейшие исследования по хакасскому шаманизму – это действительно увлекательная тема для научных изысканий. Могу даже добавить, что, несмотря на полное отсутствие миссионерства, шаманизм стремительно распространяется как в России, так и среди продвинутой турецкой молодежи. Полагаю, людям импонирует скромность шаманизма, который, можно сказать, вместо антропоцентричности (воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – «ШАНС») и андроцентризма (взгляд на мир с мужской точки зрения, а также выдача мужских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели – «ШАНС») во главу угла ставит Мать-Природу, границы которой есть бесконечность Вселенной.

Защитим неверующих

– Что вы думаете о законе «Об оскорблении чувств верующих»?

Давлетов_2– Насчет этого вопроса могу сказать, что Россия является светской страной, где церковь отделена от государства, поэтому, на мой взгляд, государство не должно защищать чувства лишь какой-то определенной прослойки своего населения, ибо это противоречит самому духу секуляризма (концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий – «ШАНС»). Либо государство должно в полной мере применять данный закон, но при условии, что он будет охватывать и ситуации, связанные с оскорблением чувств неверующих, потому что неверие и верие тождественны в плане философском. Так почему они должны вызывать разное толкование и тем более реакцию в обществе и государстве, которое на конституционном уровне заявляет о своем светском характере? Хочу также добавить и то, что если в настоящее время под светскостью мы пониманием отделение религии от государства, то в ближайшем будущем мы, вероятнее всего, уже сможем говорить о секуляризме в смысле увеличения расстояния между личностью и его религией. Об этом, кстати, я веду речь в своей книге о шаманизме, которая уже в течение июня 2017 года должна выйти в Стамбуле на турецком языке.

– Почему, как вы считаете, мировое сообщество не может справиться или победить запрещенную в России группировку ИГИЛ?

– Если ответить совсем в стиле древней Лаконии, то могу привести слова моей бабушки Анастасии, чье хакасское имя было Чула (дух-двойник человеческой души, который может покидать наше физическое тело во время шаманского транса и возвращаться в него): религиям надо просто перестать зацикливаться лишь на своих адептах и найти в себе смелость сказать, что все конфессии, включая и атеизм, – хороши и равны между собой. Вот эта шаманская философия сможет принести настоящий мир и взаимопонимание в сферу межрелигиозных отношений, которые займут место соревнований по самонахваливанию и миссионерству. Мне кажется, именно в этой простой формуле кроется тот волшебный ключик к солнечному завтра всего человечества, где не должно быть места таким старомодным понятиям, как «правоверный» и «неверный», которые под определенным углом можно даже соотнести с таким термином, как дискриминация на религиозной почве либо по конфессиональному признаку. Если человечеству удастся совершить этот революционный шаг, появится надежда на взаимоуважение между религиями, а также между верующими и неверующими. Согласно шаманизму же, и верие, и безверие есть реалии нашего бытия, поэтому между ними не должно быть никакой дискриминации подобно тому, как хороши и день, и ночь, и вдох, и выдох.

СДЕЛАНО!

♦ Академический перевод трех хакасских эпосов на турецкий язык: в 2006 году – «Хубан Арыг» (хайджи: Семен Шулбаев), в 2008 году – «Хан Мирген» (хайджи: Анна Курбижекова), в 2015 году – «Ах Чiбек Арыг» (хайджи: Семен Кадышев).
♦ Написал более 100 стихов на хакасском языке, некоторые из них вошли в песни, музыку к которым сочининила супруга Тамара Давлетова.
♦ В 2004 году участвовал в проекте по организации первой выставки хакасского художника А. Ултургашева в Лондоне. В том же году впервые в истории Хакасии организовал и привез из Анкары в Абакан международную выставку тюркских художников, которая имела большой успех у любителей изобразительного искусства.
♦ 2015 год был провозглашен Годом великого хакасского сказителя Семена Кадышева, в рамках которого театр хакасской драмы и этнической музыки «Читiген» принял участие в международном фестивале тюркоязычных театров в городе Конья и торжествах, посвященных хакасскому сказителю в штаб-квартире ТЮРКСОЙ в Анкаре.
♦ В 2002 году в честь 10-летия ТЮРКСОЙ первая международная премия ТЮРКСОЙ была присуждена известному хакасскому ученому-тюркологу профессору Виктору Бутанаеву, международной премии ТЮРКСОЙ в области изобразительного искусства были удостоены знаменитые живописцы Хакасии Алексей Ултургашев, Александр Котожеков (Чапрай) и Виталий Кызласов – многократные участники творческих лабораторий художников тюркоязычных стран.
♦ На сегодня опубликовано свыше 125 научных статей, научно-популярных и новостных заметок, а также более 70 переводов научных статей в различных периодических изданиях и сборниках докладов научно-практических конференций в Турции, Казахстане и России на русском, турецком и английском языках.

Светлана СТАФИЕВСКАЯ
Внештатный автор газеты "ШАНС". Колумнист, диджей-буддист, художник-джедай. Работала на радио и ТВ, в заповеднике, на клумбах города Абакана, жила на Дальнем востоке. В "ШАНСЕ" с 2016 г.
Показано 2 комментария
Что скажете?
  1. “религиям надо просто перестать зацикливаться лишь на своих адептах и найти в себе смелость сказать, что все конфессии, включая и атеизм, – хороши и равны между собой.” – без этого, они, религии, никому не нужны.

  2. Молодец, Тимур! Из современников, мало кто может сравниться с Тимуром в популяризации нашей малой родины за рубежом.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar