Опубликовано: Чт, Авг 24, 2017

Уникальная и неповторимая

Таскино

Как на селе появилась картинная галерея, в коллекции которой более сотни картин.

«Мало чем можно удивить искушенного городского зрителя, которому доступны множество развлечений», – наивно думала я, пока однажды по дороге в село Каратузское мне не попалась на глаза вывеска «Сельская картинная галерея».
«Ого!» – сказала я.
«Ага!» – отозвалась моя коллега, и мы договорились обязательно приехать сюда – в село Таскино Каратузского района Красноярского края.

Таскино и его галерея

Честно говоря, прежде мне никогда не доводилось встречать в селах и деревнях картинных галерей. Вот музеи, да, например, у нас в Хакасии. А галерея – это же что-то городское, светское, но никак уж не сельское. Оказывается, заблуждалась я.
Таскино_4Картинная галерея в селе Таскино является учреждением уникальным и видным. Хотя бы потому, что ее нельзя не заметить с дороги. Место, по сути, лобное, тут же стоит памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне, и разбиты красочные клумбы.
На пороге встречают две сотрудницы галереи и провожают на второй этаж. На первом этаже расположена сельская библиотека, а на втором – настоящая кладезь для ценителей искусства.
А уникальное это место потому, что в Таскино живет 600 человек, а его галерею в год посещает больше 4 тысяч человек. И это не только местные школьники, их родители. Соотечественники из Франции, Германии стремятся сюда заглянуть. Для сравнения, в картинную галерею Дивногорска в год проходит около шести тысяч посетителей.
– Сама история села Таскино отражает историю всей страны, – уверена заведующая галереи Ираида Космынина, с виду бойкая женщина, которая может бесконечно и увлекательно говорить о своих земляках и о том, как на селе появилась своя картинная галерея.
В прошлом Ираида Кирилловна – секретарь партийной организации и, можно сказать, у нее на глазах происходило становление культурного учреждения, которым она сейчас заведует.
В советское время в Таскино находился колхоз им. Кирова, он входил в десятку лучших сельхозпредприятий Красноярского края. Все три председателя колхоза внесли свой заметный вклад в развитие села.
– Я всегда говорю, кто-то строил коммунизм, а мы жили при коммунизме, – подчеркивает Ираида Кирилловна.
Так, пришедший в 1982 году на пост председателя колхоза Юрий Андриаянович Бражников не только оказался руководителем всесторонним, но еще и продвинутым.
– Ему пришло в голову рисовать портреты жителей нашего села. И он встретился с художником Вадимом Васильевичем Елиным. И, в общем-то, можно сказать, что наша галерея – это галерея одного художника.
Но, несмотря на то, что в те годы в советском селе было полно работяг, заслуживших право оказаться на бумаге или на холсте, не все в руководстве колхоза понимали, зачем развивать художественную деятельность и зачем нужны все эти портреты.
– Это не так было, что все прошло на «ура»! Это приходилось обсуждать, в головы как-то людям вложить, что это нужно.
В итоге, когда искусство победило, художник Вадим Елин на два года поселился в комнатке сельского клуба. Все это время он писал портреты жителей Таскино.

Таскино_1

Художник и его картины

Вадим Елин родился в 1939 году в Ростове-на-Дону, в Артемовске Курагинского района закончил школу. Рисовал с детства, о нем даже говорили, «родился с карандашом в руках». При этом, по словам Ираиды Космыниной, Елин не состоял в Союзе художников, хотя и пытался туда попасть.
– От него потребовали какие-то справки. А он ответил: «Я думал, вы мои работы посмотрите». В общем, он так и уехал оттуда. Он был исключительный портретист.
Ираида Кирилловна рассказывает, что сама видела, как Елин рисовал. Ему никто и никогда не позировал.
– Единственное, что он делал, выбирал персонажа, фотографировал, делал небольшие зарисовки.
Поскольку колхоз был одним из лучших, то и передовиков производства, и простых тружеников было предостаточно, чтобы запечатлеть. Только в одном зале насчитывается двадцать девять портретов, из них девять – это изображения людей, отмеченных высокими правительственными наградами.
С картин смотрят доярка, тракторист, мать семейства, просто бабушка, мужчина в ушанке, ветеран войны. Это чьи-то отцы и матери. Вот почему среди посетителей галереи бывает много родственников, кто спустя годы приходит сюда встретиться со своими близкими. Разве это не чудо для сельской глубинки, где, по сути, кроме кладбища и магазина, бывает и сходить некуда. А вот в Таскино можно зайти на выставку и «залипнуть» в трех залах: стоять и долго-долго всматриваться в сощуренные глаза крестьянина, его морщины, сложенные руки или серьезно поджатые губы.
Интересно, что в этом советском реализме нет того самого пафоса, как на монументальных полотнах Александра Дейнеки, например. Нет лиричности, присущей Зинаиде Серебряковой. Есть какая-то пронзительная сопричастность деревенской жизни. Будто ты увидел и в миг запечатлел настроение. Это можно сравнить с поездкой в автобусе, когда портрет сидящего напротив ты уносишь в своей памяти, предварительно разглядев и запомнив детали. Вот и у Елина так же – увидел и нарисовал, без лишнего антуража и контекста, все остальное пусть зритель сам додумывает.
Но надо сказать, что в коллекции портретов Вадима Елина не только простые строители коммунизма. Художник также рисовал Булата Окуджаву, Василия Шукшина, Юрия Любимова, Евгения Евтушенко, Виктора Астафьева и многих других своих современников. Особенно Елин запомнил встречу с Владимиром Высоцким. С ним он познакомился на съемках фильма «Хозяин тайги» в 1968 году. Говорят, что Высоцкий стал единственным человеком, чей портрет Елин писал с натуры.
Не стало сибирского художника в 2010 году.

Сотрудница галереи зачитывает письмо крымчанки, которая впечатлилась увиденным.

Сотрудница галереи зачитывает письмо крымчанки, которая впечатлилась увиденным.

Чем еще живет галерея

Таскино_3По сути, картинная галерея в Таскино – это филиал Краеведческого музея Каратузского района.
Как рассказала Ираида Кирилловна, до начала «лихих» девяностых в районе было еще три картинных галереи, но их растащили, некоторые картины выбросили на свалку. В Таскино же ни одна картина не потерялась, уцелели все. В 2011 году по проекту «Искусство – в глубинку» галерея получила свое постоянное здание, где на сегодня и располагается. Прежде картины висели в сельском клубе.
Кроме постоянной экспозиции картин Вадима Елина, в сельской картинной галерее кипит бурная деятельность по эстетическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения: внеклассные чтения, уроки по краеведению. Сюда, чтобы обменяться опытом, приезжают методисты из соседних районов. А некоторые особо впечатлительные посетители издалека, например, из Крыма, даже сердечных капель просят после увиденного.
– Одна женщина, это еще было до всех событий с Украиной, так вот она говорит: «Вы ребятишкам показываете и рассказываете, что это герои войны, герои труда. Я не могу…». Ей сделалось плохо, я давай искать ей капли от сердца. Потом она написала письмо: «Какое вам большое спасибо за все это».
Село Таскино, как выяснилось, богато талантливыми людьми. Один из них – писатель Александр Щербаков. С ним галерея дружит и ежегодно проводит литературные «Щербаковские чтения».
Еще в галерее помнят советского писателя-прозаика Алексея Черкасова, здесь под стеклом можно увидеть его портрет и книги из известной трилогии «Хмель» и «Черный тополь». О самих староверах, героях этих произведений, в галерее вам тоже расскажут и даже покажут женский костюм староверки.
В завершение нашей короткой встречи Ираида Кирилловна от души и несколько неожиданно для нас, заезжих посетителей, наизусть прочитала стихотворение Александра Щербакова.
И это был еще один приятный бонус в этой поездке.

Светлана СТАФИЕВСКАЯ
Внештатный автор газеты "ШАНС". Колумнист, диджей-буддист, художник-джедай. Работала на радио и ТВ, в заповеднике, на клумбах города Абакана, жила на Дальнем востоке. В "ШАНСЕ" с 2016 г.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar