Опубликовано: Пн, Окт 29, 2018

В Абакане побывал Прокопьевский театр

Киборг

Гастроли недели.
Достучаться до гопников. И не только.

В конце октября в рамках федеральной программы обменных гастролей с Республиканским театром драмы имени Лермонтова в Абакане побывал Прокопьевский Ленком. Даже странно, что замечательный сосед не приезжал к нам раньше. Театр маленького шахтерского города критики относят к разряду чудес…. если не света, то нашей страны точно. Он обладает премией «Золотая маска», создает интересные проекты российского масштаба и является местом притяжения таких известных имен, как Марат Гацалов (в недалеком прошлом – главный режиссер театра).

О «Маске» и успехах Прокопьевского театра, быть может, знали и не все. Но на его спектакли в Центр культуры имени Кадышева шли охотно. Согласитесь, трудно игнорировать афишу спектакля с провокационным названием «I love you, Киборг!» Его поставил молодой режиссер, выпускник магистратуры Центра имени Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ и участник спецпрограмм «Золотой Маски» Данил Чащин. В основу «Киборга» легла современная пьеса Марии Зелинской «Хуманитас инжиниринг», центральная фигура которой – молодая женщина Лера (актриса Ольга Гардер). Ей под тридцать, а она так и не встретила настоящую любовь. Надеясь найти счастье с роботом, она приносит с трудом накопленные сбережения в агентство, готовое его изготовить. Клиентку просят назвать качества будущего спутника жизни. И она их перечисляет крайне подробно, добавляя свои размышления о жизни. Эмоциональная, непосредственная, в красном комбинезоне, Лера контрастирует с синей спецоджедой и натянутыми улыбками роботов-сотрудников, офис которых чем-то напоминает больницу. Правда, декорации мира будущего – белые стены и длинный стол переговоров, похожий на медицинскую кушетку, – далеки от того шика, который абаканцы видели в прошлогоднем футуристическом спектакле «Цветы для Элджернона» – Московский молодежный театр привозил его на «Чир Чайаан». Скромность сценографии «Киборга» зрителей разочаровала. Но не в декорациях счастье. Спектакль получился цельным и содержательным. Простыми, казалось бы, репликами, в которых проскальзывают слова «пофиг» и «просто бухнуть», он цепляет за живое и заставляет относиться к происходящему очень серьезно.

Хорошие новости
Режиссер Данил Чащин находит какие-то крючки, потайные пути к зрителю, которые не сразу распознаешь. Ему удается достучаться до адресата с помощью парадоксальных сценических приемов. Скажем, музыкальный лейтмотив спектакля «эндорфины пошли, фантазия пошлит» (MONATIK, песня «Кружит») тебе явно не нравится, но ты прокручиваешь песню в голове еще долго после спектакля, наделяя ее особенным смыслом. Ну, не магия ли? Во время свидания Леры и робота Артура (актер Гоча Путкарадзе) ты чувствуешь себя на сеансе психотерапевта, доставая собственную спрятанную боль и разматывая клубок противоречий. «Почему не сказать вот это обиженному человеку?» – спрашиваешь порой себя. – «Почему в людях так мало щедрости?» Спектакль эти вопросы если и не снимает, то смягчает определенно. «Идеальный» Артур делает широкий жест и тратит остаток сбережений заказчицы на самый дорогой алкоголь. Она, конечно, расстраивается, но вскоре слышит от ухажера заготовленное по ее же просьбе утешение: «Я понимаю, что ты чувствуешь…». Быть может, оно и сработало бы, если бы киборг не повторял его так часто – Лера раздражается еще больше.

Киборг_3
Любить роботов непросто. И это еще не главное ядро в спектакле. В финале выясняется, что жених – и не киборг вовсе, а директор агентства по разработке роботов, к числу которых принадлежит и… Лера. Удивлены? Заказчица оказалась роботом, но в ее программе сбились настройки и сделали ее натуру непредсказуемой. «Аномалия», благодаря которой главная героиня становится похожей на живую женщину, покоряет сердце Артура, и он отказывается в ней что-то менять. Вслед за этим открывается главный смысл происходящего: безупречность, а точнее набор засевших в голове стереотипов, любить невозможно. Чувство – это стихия, которая накрывает человека вопреки так называемому «здравому смыслу».
Еще один достойный спектакль Ленкома, который зрители увидели на следующий день, – «Хорошие новости». Он поставлен Чащиным по пьесе Юлии Тупикиной, написанной на документальной основе специально для Прокопьевска. Вербатим рассказывает о жизни в маленьком городе, где построить карьеру или, скажем, найти кандидата в мужья едва ли возможно. В жизни трех одиноких женщин – внучки, дочки и матери – все меняется, как только самая старшая представительница семейства объявляет хорошие новости. 60-летняя Алла (актриса Алевтина Серебрякова) – кардиолог, к ней на прием попадает Петя (актер Анатолий Коротицкий), которого она любила еще в школе. Художник, который сорок лет жил в Москве, теперь решил обосноваться на родине. Ради любви Алла тратит все деньги на зимний костюм, чтобы вместе с Петей заниматься скандинавской ходьбой. И даже известие о том, что он женат, ее не останавливает. После того, как между ними завязывается роман, Алла получает удар: седой казанова умудрился охмурить и ее дочь Машу.

Хорошие новости_1
«Хорошие новости» – это история о любви, потерянных надеждах и пресловутом унизительном безденежье. Замужней соседке Аллы не до романтики – у нее нет денег даже на вставную челюсть. Суровая правда жизни, которая наверняка знакома и жителям Абакана. Но правду эту режиссер сумел приподнять над серой обыденностью. В спектакле есть и волшебный флер – поцелуи черно-белых фильмов на фоне красивой песни «The Sound of Silence» (SIMON AND GARFUNKEL), и интересный сценический язык, в котором рюмки заменяют подброшенные вверх горсти конфетти, а сигареты – воображаемые клубы дыма. Чащин переносит взрослые проблемы на уровень детской игры, которую сопровождают песни участников действа под фонограмму. Желая говорить на одном языке с разными зрителями, режиссер использует песни с нетривиальной смысловой нагрузкой («Я остаюсь, чтобы жить», группа «ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК») и откровенную попсу («Одиночество – сволочь», СЛАВА). Желание быть ближе к народу Данил однажды подтвердил в одном из интервью, сказав, что театр должен работать и с гопниками. И в этом намерении очень хочется его поддержать. Оба спектакля прошли в Хакасии «на ура». Удивительно, что новую драму, в адрес которой нередко летят камни, смотрели не только молодые, но и почтенного возраста люди. Зал аплодировал стоя, не отпуская актеров очень и очень долго.

Ольга ЖЕРНАКОВА on EmailОльга ЖЕРНАКОВА on FacebookОльга ЖЕРНАКОВА on FlickrОльга ЖЕРНАКОВА on InstagramОльга ЖЕРНАКОВА on VimeoОльга ЖЕРНАКОВА on Youtube
Ольга ЖЕРНАКОВА
Внештатный автор газеты "Шанс", Абакан, Хакасия

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar