Опубликовано: Чт, Июн 8, 2017

Виртуальная жизнь: можно ли там жить?

виртуальная реальность

Окончание. Начало.

Виртуальную реальность чаще всего связывают лишь с развлечениями. Игры – дело хорошее, кто бы спорил, но неужели это направление информационных технологий не может пригодиться для большего?
Возможно ли более широкое применение иллюзорной действительности?

На эту тему размышляют наши эксперты – писатели и знатоки фантастики:

Василий Щепетнев, писатель и эссеист (Воронеж):

Shchepetnyov

– Все уже и написано, и сделано до нас.
Использование специальных очков для виртуализации окружающего пространства на пользу государства началось со времен Гудвина Великого и Ужасного, если не ранее. Опять же «Футурологический конгресс»…
Нацепили очки дополненной реальности – и отражение в зеркале радует, и квартира с иголочки, и дома в округе стали архитектурными шедеврами, и старая «шестерка» превращается в «Роллс-Ройс», и алкаш с пузырьком «боярышника» на скамейке превращается в благородного дона, потягивающего из хрустального стакана выдержанный односолодовый виски.
Да что очки, у нас давно уже есть телевизор, преобразующий реальность до основания, создающий мир, где мы умные, храбрые и честные, а враги – злобное вероломное дурачье. Один недостаток у телевизора – его можно выключить.
Но не беда. Нужно вспомнить заветы Гудвина и сделать волшебные очки неснимаемыми – при помощи замочка или же имплантируя преобразователь реальности прямо в мозг. Еще в роддоме.

Алексей Евтушенко, писатель, поэт и художник-карикатурист (Москва):

Александр Евтушенко

– Ответ лежит на поверхности. Виртуальная реальность прекрасно подходит для различного рода тренингов и учебы. Начиная от самых обычных школьных уроков, когда ученик не ходит ногами в реальную школу, где его может ожидать учитель-человек с плохим настроением от несварения желудка или семейных неурядиц и хулиганы-старшеклассники, готовые отобрать карманные деньги, а посещает школу виртуальную – с идеальными учителями, красивым интерьером и удобным расписанием. И заканчивая обучением в таком же виртуальном университете и моделированием любых ситуаций для соответствующего тренинга. Но и виртуальные развлечения выйдут на такой уровень, что многие с их помощью начнут зарабатывать реальные деньги (это уже происходит), а значит, погрузятся в виртуальность с головой, выныривая в реальность лишь для сна, еды и отправления естественных потребностей. Впрочем, все это давным-давно описано многочисленными фантастами, работающими в жанре кибер-панка.
Успехов, нам всем!

Алексей Левин, научный обозреватель (Вашингтон):

levin

– Мне бы хотелось оспорить чрезмерно пессимистический сценарий Александра Бачило. Во-первых, он, не говоря этого прямо, рассматривает общество будущего как замкнутую систему, что методологически неверно. Уже в силу этого бинарная оппозиция «саморазрушение сверхмощным орудием либо тотальная фантомизация» повисает в воздухе. Открытая расширяющаяся (в космос, но и не только) цивилизация скорее всего найдет множество других вариантов саморазвития. Во-вторых, естественно предположить, что от угрозы самоубийственной фантомизации общество сможет избавиться прямым регулированием, при необходимости весьма жестким (грубо говоря, полицейскими методами).

Сергей Шикарев, критик и литературовед (Москва):

shikarev

– Реальностей становится все больше. Помимо текущей реальности, в которой вы читаете эти строки, существует и дополненная реальность, и виртуальная. С последней (на самом деле вряд ли последней из доступных нам реальностей) все несколько запутанно.
Начать с того, что реальность, если обратиться к этимологии этого слова, означает нечто не просто существующее, но вещественное. А виртуальная реальность – нечто вероятно существующее. Такое определение мало подходит к той «виртуальной реальности», с которой мы имеем дело, – она, напротив, невещественна и действительна (а не вероятна). Возможно терминологически правильнее было бы говорить об информационной среде, основанной на компьютерах (электронно-вычислительных машинах). Вот только звучит это громоздко, да и термин «виртуальная реальность» уже устоялся.
Между тем при использовании этого термина упускается из вида, что миров в виртуальной реальности множество. По сути виртуальная реальность (информационная среда) – лишь форма существования многообразных – по условиям и задачам – миров.
Какие-то из них предназначены для инжиниринга и конструирования (спрос на такие решения в промышленности все возрастает), какие-то для моделирования процессов и сценариев разного рода, какие-то для игр и прочих развлечений. Любопытно, что сегодня границы между игрой и работой все больше стираются. Как определить, играет или работает человек, «прокачивающий» своего персонажа в виртуальном мире, чтобы потом продать его подороже?
Функционал виртуальных миров может отличаться (как могут отличаться и физические константы этих миров), неизменным остается способность человека «находиться» в этом мире (способность к восприятию и действию). В этом наша текущая и виртуальная реальности схожи, что порождает интересную коллизию: можем ли мы (вправе, в состоянии?) определить, какая из них является приоритетной?
Вопрос не такой уж отвлеченный, если учесть, сколько людей предпочитает проводить свое время (а значит – проживать свою жизнь) как раз в игровых виртуальных мирах. Казалось бы, приоритет одной из реальностей можно установить по направлению информационного потока, и главной (основной) является та реальность, информация из которой формирует другую (вторичную) реальность. Вот только уже сегодня эти информационные потоки являются двусторонними: игровые экономики, результаты моделирования и другие продукты виртуальной реальности также оказывают воздействие на реальность текущую.
Так что тема это сложная, требует размышления.

Владимир БОРИСОВ on EmailВладимир БОРИСОВ on FacebookВладимир БОРИСОВ on FlickrВладимир БОРИСОВ on InstagramВладимир БОРИСОВ on VimeoВладимир БОРИСОВ on Youtube
Владимир БОРИСОВ
Библиограф,писатель, литературный критик, переводчик, специалист по информатике. Известен исследованием творчества братьев Стругацких. Колумнист «ШАНСА», ведущий рубрики «ФутурКонгресс».

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar