Опубликовано: Чт, Окт 26, 2017

Воскресная соната

концерт камерной музыки - для колонки_1

Светлана СТАФИЕВСКАЯ – о том, почему нужно слушать живую музыку и благодарить музыкантов.

Удачный выходной – это когда ты с утра слушаешь концерт японского композитора Кэндзи Каваи с симфоническим оркестром, попутно пишешь картину, потом записываешь интервью, а потом попадаешь на концерт камерной музыки в исполнении солисток нашей, республиканской филармонии.
И тут возникает вопрос: а как проходил выходной день у того же Сергея Рахманинова, или Карла Мария фон Вебера, или Иоганна Себастьяна Баха, чьи произведения в это воскресенье мне посчастливилось услышать?
Можно ли вообще отдохнуть от музыки, сочиняя музыку? Потому что, как мне представляется, композитор с большой буквы, скорее всего, и думает исключительно музыкой. Ну, что-то же двигало этими мужами, когда они писали свои сонаты?
Вообще, этот вопрос давно мучает меня, и я пока не нашла на него ответ. Как к человеку приходит одна мелодия, к другому – совершенно иная, при том, что нот всего семь? Другой вопрос, который меня с тем же успехом преследует: как музыканты извлекают звук, глядя в свои нотные тетради. Предположим, сидел некогда Бах в своей комнатке и пришла к нему мысль, дай-ка напишу я сонату для флейты и клавира С-Dur, а там потом еще глядишь и Es-Dur сочиню. И сочиняет. А ты спустя века сидишь в уютном зале сталинского ампира, смотришь на затылки своих земляков, на богатую люстру, на красивых девушек, их эмоциональную игру – такую, что даже струна на смычке у виолончелистки лопается – и думаешь, ну, как такое возможно?
Кстати, о девушках, которые почти за два часа соткали из звуков фортепьяно, флейты и виолончели настолько яркий и выразительный мир, что я не поверила в его скорый финал. Хотелось еще. Элегантная и утонченная, воздушная, как и ее инструмент, Марина Дорина, повелительница флейты. Тамара Соколова, виртуозная, грациозная, мастерски играющая на фортепьяно, и Татьяна Шепелева, чья игра на виолончели была гипнотически завораживающей и мимически окрашенной. Заметьте, что, как правило, женщинам выпадает быть тем самым орудием, через которое композитор стремится достучаться до слушателя и рассказать ему нечто важное.
Я лично считаю, что в музыке сокрыт некий божественный замысел. Нельзя остаться прежним, послушав классику. Я, например, даже понервничать успела, в одну минуту стало страшно: а вдруг мимо нот промахнутся! Не знаю, чем было вызвано это чувство. Наверное, это тоже некий сопереживательный момент, когда погружаешься в игру, в звучание и пытаешься примерить на себя музыку.
Вот легкий и понятный, скорее, летний, чем осенний, Бах, в чьей сонате представляются залитые солнцем пасторали. А это местами тревожный и близкий мне по духу, проникновенный Вебер, чья соната вызывает слезы умиления. Или несколько сложный для меня, драматичный и местами ироничный Рахманинов.
Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Сейчас по осени, когда ветер крадет с деревьев последнюю листву, а серые унылые дома – советское наследие, никак не звучат, разве что сквозняку в их подворотнях есть, где разгуляться, хочется искать живую музыку там, где она рождается с большой любовью и от большой любви к искусству.
Это не призыв – бросать все свои дела и бежать на встречу с прекрасным. Это, скорее, заметка обывателя, который много чего переслушал в жизни и впервые побывал на живом концерте камерной музыки. Но уж лучше поздно, чем вообще никогда.
И, поверьте мне, чертовски сложно писать и описывать свои впечатления от услышанного. Я не знаю, как это делают музыкальные критики. Мне кажется, что это достаточно неблагодарная работа.
Благодарите музыкантов всегда и при случае за то, что они дают нам возможность почувствовать себя живыми и счастливыми.

Светлана СТАФИЕВСКАЯ
Внештатный автор газеты "ШАНС". Колумнист, диджей-буддист, художник-джедай. Работала на радио и ТВ, в заповеднике, на клумбах города Абакана, жила на Дальнем востоке. В "ШАНСЕ" с 2016 г.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar