Опубликовано: Чт, Апр 20, 2017

Зачем ходить в театр и на выставку ШАГАЛА

Два культурных события прошедшей недели – открытие театрального фестиваля «Белая юрта» и выставку литографий Марка Шагала – посетила журналист «ШАНСА», и ей есть, что сказать вам по этим двум поводам.

«Белая юрта» – дом, где празднует душа

Земля Эльзы

В старших классах пригласила я однажды одноклассника в театр. Он сказал, что не сможет со мной пойти. Тогда мы пошли смотреть спектакль вместе с папой. Среди зрителей, как назло, я увидела одноклассника с моей лучшей подругой. Мы даже поздоровались, а позже перестали быть подругами. Драма? Драма.
Хорошо помню, что я плакала во время просмотра, да еще и название такое было у постановки – «Дом, где разбиваются сердца». Казалось в тот вечер, что сам театр превратился в злополучное место, где разлетелось на осколки мое сердце. Ведь я была влюблена в того мальчика, который мне отказал.
«Без театра мы умрем. С театром тоже умрем, но не так драматично», – прочитала я в интернете спустя тридцать с лишним лет. А еще раньше моя преподаватель по испанскому языку привила мне любовь к Мельпомене. Да и как ее не любить? Бабка моя когда-то в администрации театра работала, хотя с ее характером надо было в артистки податься. Я бы не смогла, точно знаю. Пыталась в театральный кружок однажды сунуться, все закончилось провалом. Попросили изобразить, сыграть стул. Все! Как отрезало. Где я, а где стул?
А вот сходить в театр, занавесом и полом деревянным подышать, всплакнуть в темноте – это как раз по моей части. И мне даже не кажется, а я уверена, что нас таких, в поисках катарсиса приходящих в театр, очень много.
Когда Василий на мотоцикле приехал за Эльзой и они, семидесятилетние старики, как школьники, погнали навстречу своей мечте, в мраке зрительного зала можно было рассмотреть, как девушки и женщины смахивают слезы. И потом, на выходе из зала, на лицах отчетливо отражалось смятение чувств и смущение. Так заканчивался спектакль «Земля Эльзы» в Русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова. Показ проходил по программе республиканского кочующего фестиваля «Белая юрта». В течение четырех дней зрители могли оценить любой из восьми заявленных на фестиваль спектаклей.
Меня тоже душили слезы, пока я наблюдала из зала за судьбой Эльзы. И еще преследовала мысль, что мне знаком этот почерк сценариста. И чутье меня не обмануло, когда узнала, что «Земля Эльзы» поставлена по пьесе Ярославы Пулинович.
– Надеюсь, все поняли, что они умерли? – спросила какая-то зрительница у своих подруг, когда толпа ринулась в гардероб. – Или пусть каждый думает, как ему на сердце ляжет?
Нам всем важен закрытый финал, такая жирная точка в повествовании, чтобы знать наверняка, чем дело закончилось. А я люблю многоточие. Оно дает надежду исправить ошибки и написать свой собственный конец, как бы принимая на себя вместо автора ответственность.
– Так а он что, погиб?
– Да нет, он вернулся. Просто рыбу акулы съели, – двое юношей обсуждали финал спектакля «Старик и море» в постановке Мараса Чеббура. Мне посчастливилось пообщаться с режиссером в марте, а сейчас я наконец-то увидела все своими глазами. Честно, испытала культурный шок. Настолько сильным оказался спектакль, что мне казалось, еще чуть-чуть и главный герой не доживет до финала. Они и вправду не играют, а живут на сцене, как и рассказывал в интервью Марас. Иногда хотелось сказать: «Ну зачем же так? Не надо!» – потому что слишком по-настоящему сводило руку у старика, сильно он был измотан, а море наступало на зрительный зал. Мы же привыкли, что театр – это сплошь и рядом бутафория и чересчур наигранные эмоции. А как бы не так.
Поход в театр – это еще и сеанс психоанализа. Хотим мы того или нет, но реплики и поведение героев мы так или иначе проецируем на себя. Поэтому, когда я смотрела «Старик и море», ощущала, что с меня снимают кожу – настолько оголенной, как нерв, чувствовала себя. «Вот оно – настоящее искусство, – думала я. – Когда обшивочку твою пробивает, броня твоя трескается, и ты уже – не ты». В такие моменты рождаться заново всегда больно.
«Огромное спасибо. Проняло», – так написала о своих впечатлениях в «Инстаграме» одна моя знакомая художница, посмотрев спектакль «Холодная земля» Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген». Эти же слова благодарности можно смело адресовать всем актерам, всем театрам Хакасии, подарившим зрителям такие разные, глубоко философские, полные психологизма постановки на вечные темы любви, жизни и смерти.
Увы, не все спектакли удалось посмотреть – в сутках всего-то двадцать четыре часа. И все же праздник удался.
Может быть, «Белая юрта» станет символом перерождения для всякого человека, перешагнувшего порог театра. Кстати, почему именно белая? Потому что хакасы на праздник ставят как раз белую юрту. Ее хорошо видно издалека. И любой, кто проезжает мимо, может в нее заглянуть и поучаствовать в торжестве, в нашем случае – в фестивале.


Воистину Шагал!

Мелхола спасает Давида

Это надо же, на выставку Шагала прийти со значком Малевича! – заметил один из журналистов, указывая на приколотый к моей кофте подарок друзей – фирменный значок из Третьяковской галереи с фрагментом картины Казимира Малевича «На сенокосе».
«Ну, в общем-то, эта выставка тоже чем-то напоминает провокацию», – подумала я про себя, но промолчала.
Открытие экспозиции «LaBible» в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова 14 апреля получилось чрезвычайно пафосным, шумным и совсем не смешным, в отличие от анекдотов про евреев (при чем анекдоты про евреев? Об этом – ниже). Создалось такое впечатление, что абаканскому зрителю впервые показывают литографии известного русско-французского художника-авангардиста. Я и сама купилась на многочисленные анонсы выставки в интернете.
Надо же, Шагал будет в Абакане! – не скрывала я восторга.
Как? Опять? – огорошил меня вопросом коллега. – Вот же недавно привозили.
Да, произведения Марка Шагала, а именно – литографии на сюжеты Ветхого завета, действительно уже бывали в Абакане в 2013 году в Абаканской картинной галерее.
Как рассказал директор галереи Алексей Ватутин, тогда работ было намного больше, 76 – их предоставила красноярская компания «Gallery TRADE». Сейчас же Арт-Центр в Перинных рядах из Санкт-Петербурга выделил для выставки в Абакане 64 литографии Шагала. Ну, а если уж и дальше копнуть, то несколько иллюстраций Шагала к «Мертвым душам» побывали в Хакасии в 2012 году в рамках выставки «Великие классики ХХ века».
Никто и не говорил, что открывшаяся сейчас выставка – это первое знакомство абаканцев с творчеством великого и гениального мастера. Только осадочек остался, будто у большинства ценителей прекрасного чуточку амнезия случилась или День сурка сдвинулся с февраля на апрель.
Ведь тогда, в 2013 году, выставку Шагала приурочили к 125-летию со дня рождения художника и открыли 12 апреля. А сейчас – 14 апреля, аккурат в неделю празднования Песаха или Праздника свободы у евреев и накануне Пасхи у христиан. И тут тоже какая-то ирония судьбы приключилась.
Организаторы выставки нарочито подчеркивали еврейское происхождение художника, видимо, чтобы зрителю было легче осознать отношения Шагала с Богом, их диалог, отразившийся в этих работах, в том числе эскизах витражей для синагоги в Иерусалиме.
Мы сегодня видим здесь произведения Марка Шагала, которые открывают перед нами мир Ветхого завета, мир прародителей еврейского народа. Библия являлась для него (Шагала – «ШАНС») источником поэзии всех времен и всех народов, – открывая выставку, сказала искусствовед Ольга Ахремчик.
И, даже несмотря на четко расставленные культурно-религиозные маркеры, почему-то никто из присутствовавших в музее культуртрегеров не вспомнил об Исходе из Египта. Да и на том, что Песах и обе Пасхи – католическая и православная, в этом году совпали, тоже никто не акцентировал внимания. Хотя по-своему, но темы все же коснулась министр культуры Хакасии:
Это подарок всем православным прихожанам и не только. Потому что каждый уважающий себя христианин как-то особенно трепетно относится к святому празднику Пасхи, к пасхальному воскресению. Это как раз вот та тема, в которую сегодня нужно погрузиться, – сказала Светлана Окольникова в интервью каналу ТВ-7.
Великая, понимаете ли, сила искусства, не знающая границ. Ну, раз в тему нужно погрузиться, то вот вам шутка от земляков Шагала: «– А что вы празднуете в вашу Пасху?
– Воскресение Иисуса. – Йешу воскрес из мертвых?».
Каин и АвельШагал был и остается евреем, писавшим стихи на идиш, чья фамилия спустя многие-многие годы станет такой же притчей во языцех, как и фамилия Рабинович. Это над его картинкой «Мелхола спасает Давида» шутят: «Судя по картине, Марк уже Шагнул». В то время как в «Одноклассниках» пишут: «Не понимаю я этого художника». И то, и другое вызывает лично у меня улыбку и желание разглядывать его наивные, лубочные рисунки, которые неискушенному взгляду кажутся аляповатыми и примитивными, как неуклюжие детские рисунки. Не уверена, но, кажется, Пикассо сказал: «Я запросто могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся моя жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует самый обыкновенный ребенок».
«А смогут ли дети оценить работы Шагала?» – подумалось сразу. И кому в первую очередь следует прийти на выставку, спросила я у Ольги Ахремчик.
– Можно как угодно относиться к этому художнику. Несмотря на то, что это мировая знаменитость и он признан как один из величайших мастеров и живописи, и графики. Все равно существуют разные мнения на уровне «нравится – не нравится». Прийти и составить свое мнение. Это как поставить такой маркер в своей биографии, что ты был на персональной выставке Марка Шагала. Ты видел его подлинные произведения. Потом об этом можно говорить со своими детьми: «Да, я видел очень близко эти произведения. Я знаю, что это такое».
Поэтому от себя добавлю, идите на выставку:
♦ даже если вы уже видели работы Шагала в «Чылтысе» в 2013 году. Освежите приятные воспоминания;
♦ если вы ни разу не знакомы с литографиями и библейскими сюжетами;
♦ если вы ничего не знаете о художнике вообще. В экспозиции есть стенды, где подробно расписаны жизнь и творчество Шагала;
♦ если вы художник, идите тем более.

«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – писал Марк Шагал. Таки да.

Светлана МЕДВЕДСКАЯ
Внештатный автор газеты "ШАНС". Колумнист, диджей-буддист, художник-джедай. Работала на радио и ТВ, в заповеднике, на клумбах города Абакана, жила на Дальнем востоке. В "ШАНСЕ" с 2016 г.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar