Опубликовано: Чт, Май 25, 2017

«Закон об оскорблении чувств верующих, прежде всего, нужен государству, а не верующим»

миряне

Опальный священник РПЦ дал эксклюзивное интервью «ШАНСУ».

Что сегодня на самом деле происходит с Русской православной церковью – вопрос сложный. Создается ощущение, что даже сами священнослужители не понимают, по какому пути идет этот социальный институт. Церковь все активнее внедряется в светскую жизнь, число скандалов с участием РПЦ становится больше. За один только год: запрет оперы «Тангейзер» в Новосибирске, отмена рок-оперы «Иисус Христос – супер-звезда» в Омске, атака на радиостанцию «Серебряный дождь» в Москве, скандал с передачей РПЦ Исаакиевского собора, прокурорская проверка на «православность» фильма «Матильда», приговор «ловцу покемонов» Руслану Соколовскому. И все это на фоне роскоши архипастырей, мигалок, «исчезающих часов» патриарха.

Поговорить о состоянии церкви с ее священниками, как правило, невозможно. По крайней мере, у нас, в Хакасии, ничего не получилось. Но побеседовать с «ШАНСОМ» согласился бывший настоятель Петро-Павловского храма села Каратузское иерей Виктор Пасечнюк (да, это тот, которого уволили за то, что не смог собрать с прихожан нужное количество денег для нужд епархии).

Про «заигрывание» церкви с государством

– Отец Виктор, как вы относитесь к тому, что Русская православная церковь все больше и больше становится светским институтом? У нас же церковь официально отделена от государства.

отец Виктор– Когда церковь начинает сближаться с гражданской властью настолько, что становится зависимой от нее, тогда голос «земного царя» начинает звучать громче, чем голос Царя Небесного. Зависимая церковь уже не может говорить свободно. Церковь не может быть обличительницей греха сильных мира сего и защитницей малых и притесняемых, то есть тех, кому нужна помощь и заступничество от произвола и неправды. В таком состоянии зависимая церковь, как правило, уподобляется тем, кто приблизил ее и возымел над ней власть. В истории христианской церкви это происходило довольно часто. И, как правило, это случалось именно в те периоды, когда церковь усиливалась и сращивалась с государственной властью. Ничем хорошим, как показывает история, это не заканчивалось.
Церковь – это Тело Христа. То есть в этом мире Христос действует и живет Духом своим в людях, которые составляют Его Тело. Если Тело непослушно своей голове (а Глава – Христос), значит, это Тело оживлено не Духом Божьим, а духом нечистым. Такое тело – больное. Это как психически нездоровый человек, часто он сам бывает не властен над тем, что совершает. Это состояние ненормальное.

Про оскорбление чувств и альтернативные религиозные организации

– Сегодня очень много говорят об оскорблении чувств верующих. Что вы думаете по этому поводу?

– Закон об оскорблении чувств верующих, прежде всего, нужен государству, а не верующим. Законы – это чаще всего рычаги давления и подавления. Никакой верующий не будет иметь пользы от закона «об оскорблении». И мало того, теперь по этому закону каждый верующий может быть сам привлечен к ответственности. И я уверен, что этот же самый закон когда-то может быть обращен и против нашей Русской православной церкви, которую он якобы сейчас защищает.

– Верховный суд РФ признал «Свидетелей Иеговых» (у которых в России, как ни крути, было много последователей и имущества) экстремистской организацией и запретил ее деятельность. Как вы относитесь к подобным религиозным организациям и к этой истории в частности?

– Что касается запрета «Свидетелей», то я этому совершенно не рад, даже при том, что совсем не разделяю их учения и считаю его ересью. Споры духовных учений, идеологические и религиозные противостояния должны разрешаться духовно. Словесные учения и лжеучения должны выяснять отношения и свою правоту только словом. И, если ты считаешь, что более духовен, то должен показать это отражением в своей жизни. В диспутах же и догматических спорах покажи свою правоту словом истины, а не физическим насилием. Ведь совсем другое дело, когда есть физическое насилие, терроризм, религиозные погромы, угроза имуществу и здоровью. Вот тогда уже дело власти вмешаться, дать защиту и наказать грабителя, насильника и погромщика. В принципе, это и есть оскорбление чувств, когда в твой дом врываются, все крушат и причиняют боль. Когда физически нарушают твои материальные, юридические и физические границы, таким же реальным физическим насилием.

Еще год отец Виктор будет жить в Каратузе, а после планирует перебраться в город и найти работу в миру. В Петро-Павловский храм, где он проработал более 20 лет, теперь ходит только на службу по воскресеньям, где вместе с прихожанами причащается.

Еще год отец Виктор будет жить в Каратузе, а после планирует перебраться в город и найти работу в миру. В Петро-Павловский храм, где он проработал более 20 лет, теперь ходит только на службу по воскресеньям, где вместе с прихожанами причащается.

Про «ловца покемонов» и протесты среди верующих

– Несколько недель назад в Екатеринбурге был оглашен приговор блогеру Руслану Соколовскому, которого обвинили в экстремизме и оскорблении чувств верующих после игры в Pokemon Go в местном храме. 23-летнему парню дали три года и шесть месяцев лишения свободы условно. После этого общество разделилось: одна часть посчитала наказание слишком суровым, вторая кричала, что дали мало.

– Есть люди, которые бывают нам симпатичны, и мы рады общению с ними. Есть люди, с которыми нет желания о чем-либо говорить и иметь с ними каких-либо дел. А бывают такие граждане, которых нам даже и видеть не хочется из-за их агрессии или лжи. И на это есть право у всякого свободного человека. Право выбирать свой круг общения и право иметь свое мнение о делах других людей.
Мое отношение к Соколовскому негативное. Провоцирующий, эпатажно-амбициозный, анархичный и совсем недобрый молодой человек. Надеюсь, что это у него возрастное. И дай Бог, чтобы все это прошло. В жизни такие люди симпатичны только единомышленникам. Но, как бы я лично ни относился к этому блогеру, к самому судебному процессу это мало имеет отношения. Так как само дело Соколовского и впоследствии опубликованные некоторые места из обвинительного приговора вызывают протест даже среди верующих людей.

♦ Протест связан, во-первых, с жестокостью приговора. Жесткость, которая была применена как к танцевавшим девицам (речь о Pussy Riot – «ШАНС») в Храме Христа Спасителя, так и к Соколовскому, непропорциональна по справедливой строгости к более тяжким преступлениям (хищения, скандальное поведение, коррупция и т.п.) известных людей. Мы видим, что часто суд судит избирательно. А ведь библейское слово говорит, «производите суд справедливый» (Зах.7:9). И если уж судить, так судить справедливо, несмотря на лица, должности и связи.

♦ Вторая проблема, это когда суд приговаривает подсудимого за атеизм. Присутствует информация, содержащая в себе признаки оскорбления чувств приверженцев христианства и ислама, формируемого через отрицание существования Бога, отрицание существования основателей христианства и ислама – Иисуса Христа и пророка Мухаммеда. Не знаю, как бы отнеслись к этому мусульмане, но судить и приговаривать за отрицание существования Бога, с этим христианин согласиться не может. Ведь Бог дал свободу выбора каждому человеку.

♦ Третья проблема: Соколовский не прерывал богослужения, не скандалил в храме и никого из присутствующих служителей или прихожан не оскорблял. Он просто стоял там с телефоном. И только уже после, дома, сделал глупый и пошлый, на мой взгляд, репортаж о «покемонах». Его никто не предупреждал, не запрещал и не требовал, чтобы он убрал телефон. Никто не просил его удалиться. Никакого видимого хулиганства или нарушения им физических границ не было. Но все же впоследствии представитель Екатеринбургской епархии написал в правоохранительные органы жалобу на этого блогера. Так «виртуальное хулиганство» обратилось совсем в «невиртуальное» преследование. И инициатором этого судебного дела, на удивление всем, оказалась РПЦ. В этом и есть проблема. Когда церковь становится гонящей и преследующей, тогда от церкви отходит Дух Божий. Тогда церковь теряет евангельский ориентир. Тогда не Царство Бога желанно церкви, но царство и власть мира сего. Вот это должно оскорблять религиозные чувства человека. Когда-то премудрый Соломон сказал: «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце». (Еккл.7:7). Этого нельзя забывать властьимущим, чтобы и простой народ не стал притеснителем. Ведь, когда злодей притесняет праведного, Бог на стороне праведного. Когда злодей притесняет злодея, Бог на стороне притесняемого злодея. А когда праведник притесняет злодея, Бог на стороне злодея, которого притесняют.

– Официальные данные говорят, что сегодня церковь теряет свои позиции в обществе.

– Многим видно, что в РПЦ любовь к людям и забота о людях вытесняются тщеславными глобальными церковными проектами, которые на самом деле чаще всего оказываются лишь пустыми амбициями, которые сравнимы с мыльным пузырем. Но там, где исчезает любовь, уже нет Духа Христова. Там соль теряет свою силу. Об этом предупреждает нас Христос: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». (Матф.5:13). И если церковь теряет свою силу – силу Духа Божьего и любовь, то становится достойной быть попираемой людьми.

Историю увольнения отца Виктора вы можете прочесть в материале «ШАНСА» «Вынес сор из… церкви».

Ирина НИЧКОВА on EmailИрина НИЧКОВА on FacebookИрина НИЧКОВА on FlickrИрина НИЧКОВА on InstagramИрина НИЧКОВА on VimeoИрина НИЧКОВА on Youtube
Ирина НИЧКОВА
Окончила ХГУ им. Н.Ф. Катанова по специальности «Журналистика»; в «ШАНСЕ» - с февраля 2011 года;
«Конек» - общественно-значимые темы.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать тэги html : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Шанс в Facebook

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar